top of page
  • sbelin

ОКИМОНО ВЫДАЮЩЕГОСЯ МАСТЕРА


Авторская фигура «Окина»,

персонаж театра Но.

Япония, конец 19 века. Кость, резьба, гравировка, тонировка. Высота: 11,5 см.

Резчик: Симамура Тосиаки / Сюммэй (Shimamura Toshiaki/Shunmei, 1855-1896).






Данное изделие относится к прекрасным произведениям японских мастеров декоративно-прикладного искусства конца XIX века. Эта изысканная фигура из кости, изображающая персонаж театра Но.


Театр Но – уникальный феномен японской культуры, время существования которого исчисляется веками. Расцвет этого театра пришелся на XIV-XVI века. В настоящее время в этом театре играют традиционные представления, не изменившиеся с древнейших времен. По форме это очень живое, красивое зрелище с пением и танцами, но с большими условностями. Отсюда и персонажи театра – необычные для нашего времени, но очень нарядные и декоративно-красивые, облачённые в древние одеяния. В данном случае, актёр играет пьесу в театральной маске «Окина».


Маска «Окина» (старец) – самая старая маска театра Но. Сегодня её одевают, когда играют роль небесного божества. Божество ассоциируется, прежде всего, с двумя явлениями, которые были чрезвычайно важны для средневековой Японии. Во-первых, для страны, сотрясаемой феодальными разборками, это было наступление мира. Второй важнейший момент – это богатый урожай, от которого зависело благополучие индивидуума, семьи, самурайского клана. Окина обычно не только танцует с веером средневековый танец с молитвой о богатом урожае и об успокоении всех стихий и страстей, но и поёт диафрагмой, что производит неизгладимое впечатление на зрителей.


Фигура смоделирована мастерски, для большей устойчивости мастер придумал увеличить площадь опоры за счет подарочной коробки, поставленной под ногой Окина. Искусно построенная композиция, наполнена динамикой. Мастерски переданы движения танца, эффектность и динамизм позы, сложный рисунок складок, как бы взвихренных ветром и при этом трактованных в высшей степени выразительно с пластической точки зрения.


Движения танца в театре Но полны условностей – они то замедляются почти до полной остановки, то взрываются в особом ритме. Каждый жест выражает определённое состояние героя, его чувства. Моменты накала страстей могут быть подчёркнуты отсутствием звука и движения. Когда актёр «застывает» в одной позе, драматизм ситуации накаляется до предела. Именно такой момент изображает данная фигура. От фигуры застывшего в танцевальной позе старца Окина исходит уверенность и доброта. Торжественность момента подчёркивается и величественным одеянием.


Работа является авторской, о чем свидетельствует подпись резчика Симамура Тосиаки, видного представителя «токийской школы резьбы по кости». Этот термин стал употребляться за пределами Японии, прежде всего в Западной Европе и США, для обозначения наиболее изысканных образцов окимоно, созданных в период Мэйдзи (1868-1912). Этим термином обозначают только авторские работы резчиков, которые предназначались для выставок и презентаций. Подавляющее большинство художников, работавших с костью, входили в организацию «Токё тёкокай» (Токийская ассоциация резчиков), созданной в 1887 году.


Резчик Симамура Тосиаки/Сюммэй считается одним из самых выдающихся скульпторов малых форм периода Мэйдзи. Его окимоно, созданные как из слоновой кости, так и из дерева, украшают экспозиции японского искусства многих музеев мира. Талант резчика у Симамура проявился очень рано. Дело в том, что уже в 16 лет он получил заказ на изготовление деревянных скульптур для одного из токийских храмов.

Свои феноменальные способности Симамура унаследовал от отца, который работал резчиком для Императорского дома Японии.


Симамура искренне восхищался постановками театра Но, отсюда во многих его работах изображены знаменитые актёры этого прославленного театра. Вряд ли существуют другие резчики, которые смогли лучше отобразить персонажи этого театра в виде окимоно.


Отличительной особенностью его работ помимо великолепной резьбы, тщательной полировки и сложности изображаемых сюжетов является использование только самых лучших исходных материалов. Симамура создавал свои скульптуры только из отборных частей слоновых бивней, которые специально подготавливались несколько лет по специальной методике для резьбы по кости, благодаря чему эти окимоно не трескаются.


Симамура Тосиаки – участник Мировой выставки в Чикаго в 1893 году, что для художника являлось признанием его творчества со стороны государства.

bottom of page