top of page
  • sbelin

НАКАЯМА ТАДАСИ

Гравюра «Лавровый полдень»

Художник-график: Накаяма Тадаси (1927-2014)

Япония, 1982 год.

Бумага, цветная ксилография, позолота.

Тираж 85 экземпляров.

Номер оттиска 29.

Высота листа: 106 см.

Ширина листа: 71 см.


На гравюре, выполненной в технике цветной ксилографии, в полный рост изображён стоящий и словно слегка гарцующий на месте конь. Поле изображения ограничено рамкой, однако пряди гривы и хвоста, а также грудь коня немного заходят на раму, словно животное готово выйти с изображения. Фигура значительно стилизована: тонкие изящные ноги держат массивное тёмное тело коня, небольшая голова с тонким носом повёрнута чуть назад. Грива и хвост изображены в виде завивающихся прядей, близких и к растительным орнаментам, и к стилизованным изображениям языков пламени.

На груди расположены орнаментальные мотивы, напоминающие узоры на парче или других тканях. Конь помещён в условное архитектурное пространство с резко обозначенной линейной перспективой узора на полу, низким парапетом и большим полем синего цвета, ассоциирующегося с небом. На синем фоне выделяются золотистые облака и два едва заметных белых круга. Колористическое решение гравюры выполнено в сдержанных благородных тонах: чёрном, белом, синем, цвете старого золота и коричневато-оливковом. Качество печати настолько высоко, что создаётся впечатление живописного произведения, а использование золотой обводки придаёт картине символическое, возвышенное звучание.

На нижнем поле листа слева карандашом нанесена подпись «1982 Nakayama», на обороте – печать с чтением «Накаяма», что позволяет отнести гравюру к работам Накаяма Тадаси (1927-2014) – знаменитого японского художника гравюры на дереве (ксилографии). Мастер изучал масляную живопись в Художественном колледже Тама, но оставил его в 1947 году. С 1962 по 1965 год жил в Милане, в Италии, а затем в Англии, где преподавал в Академии искусств Бата. Основными мотивами в его творчестве были бабочки, лошади, журавли и «красавицы» (бидзин), старый жанр японской гравюры в современном прочтении. Мастер принадлежал к новому течению в гравюре 20 века – сосаку-ханга (авторской гравюры). Отличие авторской от традиционной гравюры состоит в том, что до 20 века гравюра была коллективной работой мастеров нескольких специализаций (художника, резчика досок, печатника), в то время как в авторской гравюре все процессы начал производить один художник. При этом мастер имел возможность дополнить готовый лист декором, раскраской от руки или позолотой, как в данном случае. Это позволяло полнее выразить художественный замысел произведения и не терять качества при печати тиражей. Тиражи сосаку-ханга довольно невелики. На нижнем поле гравюры справа нанесены цифры 29/85, означающие номер оттиска (29) и общий тираж гравюры (85).


Накаяма Тадаси работал в стиле, сочетающем в себе эстетику традиционных японских гравюр укиё-э и западной живописи. Некоторые из его работ были вдохновлены персидским, византийским и ренессансным стилями. В гравюре с изображением коня обозначена линейная перспектива, характерная для западноевропейского искусства и напоминающая ранние ренессансные фрески и живопись, в то же время орнаменты и узоры на теле коня имеют яркий ближневосточный характер. Интересно, что названия многих листов этой серии включает слово «эма» - вотивная табличка, как правило с изображением лошади, на которой пишутся просьбы к синтоистским богам. Таким образом мастер подчёркивает нереалистический характер изображения коня, связывая его с древнейшими религиозными традициями Японии. В то же время нестандартно большой для гравюры размер и изображение рамы объединяет эту работу с традицией западной станковой живописи и декоративных панно. Смелое композиционное решение листа, его изысканный колорит и линеарный рисунок делают гравюру замечательным образцом творчества этого мастера гравюры.

Работы Накаяма Тадаси хранятся в крупнейших мировых музеях, включая Музей азиатского искусства в Сан-Франциско, Институт искусств Миннеаполиса, Художественный музей Карнеги, Художественный музей Сиэтла, Художественный музей Мичиганского университета, Бруклинский музей, Музей изящных искусств Сан-Франциско, Художественный музей Гарварда и Художественный музей Гонолулу.


Гравюра обладает несомненной художественной и культурной ценностью, представляет высокий коллекционный и музейный интерес.



bottom of page