top of page
  • sbelin

«Мифическая птица Хо-хо»

Чайник с ручкой « Мифическая птица Хо-хо». .

Япония, 1910-1920-е гг.

Металл, перегородчатая эмаль и эмаль без перегородок.

Марка мастерских Инаба на дне.

Высота с поднятой ручкой 13 см.

Состояние: отличное.

Резюме: Для предмета, чей возраст составляет порядка ста лет, состояние просто фантастическое. Этим чайником очень дорожили и берегли его. Декор произведения произведения наряден и причудлив.

 

Данное произведение является образцом японских художественных эмалей, декорированным в технике перегородчатой эмали (клуазоне) и эмалей без перегородок (мусэн сиппо). Это чайник квадратной формы, на четырех низких ножках и с высокой овальной ручкой . Горловина, носик, ножки , обратная сторона ручки обрамлены позолоченной полоской металла.

Техника перегородчатых эмалей, пришедшая в Японию из Китая, во второй половине 19 века, стремительно развивалась: если в середине 19 века японские мастера могли украшать тусклыми и невыразительными эмалями небольшие по размеру предметы (5-10 мм) то к концу века ими была освоена вся палитра цветов и богатая цветовая гамма заиграла на произведениях большого размера, достигавших в высоту полутора метров. Причем, принцип декорирования с помощью эмалей мог кардинально варьироваться. Встречаются как произведения с мелким множественным рисунком, паутиной мельчайших клуазонов, так и очень простые по форме, сюжету, но в то же время чрезвычайно декоративных, аристократические предметы. К числу таких, благородных, очень японских предметов и принадлежит рассматриваемый нами предмет.


В данном произведении сочетаются две техники работы с эмалями, причем техника мусэн-сиппо – «безперегодчатая» технология гораздо более сложная и затратная. Мастер, создававший такие произведения, практически не имел права на ошибку. Обычные клуазоны могли заполняться по несколько раз, мастер мог подбирать и комбинировать сочетания цветов в процессе работы.

В этой, классической, технологии, эмали различных цветов заполняют пространство между проволочками, напаянными на металлическую основу и образующими внешнюю линию рисунка. Однако такая технология значительно сужает рамки творчества, так как мастеру приходится «дробить» пространство произведения перегородками, что подчас идет вразрез с художественным замыслом.

Метод «беспроволочной» эмали дает возможность по-иному подойти к декорированию предмета, по сути, приравнивая клуазонэ к живописи. С его помощью удается создать ровный, однородный фон, позволяющий выделить на нем рисунок, что позволяет рассматривать произведение как картину с живописью.

Центральным мотивом декора является птица Хо-Хо , изображенная в различных ракурсах и цветовой гамме. В Японии и Китае птица Хо-Хо, или птица Феникс, является символом императорского дома и является парой для дракона. Птица Феникс ассоциируется с высокими добродетелями и грациозностью. Она приносит удачу, мир и благополучие.

Кроме того, птица Хо-Хо, сидящая на воротах храма, как считается, свидетельствует о предстоящих положительных переменах. В этой связи изображения этой мифической птицы украшают многие предметы, это рассматривается как благопожелательная символика.

Технологически чайник сделан безупречно. Четкий силуэт предмета, использование яркой палитры красок использование двух техник нанесения эмалей, безукоризненное исполнение – все это выводит данный предмет из общего ряда коммерческой продукции. Это понимали и предыдущие владельцы предмета, которые не использовали его по прямому назначению, а любовались им как предметом декоративного искусства.


Мастерские Инаба по производству эмалей – это небольшой семейный бизнес, в котором качество и художественные достоинства являлись приоритетом в работе. Особенно высокое качество вещей отмечено в период 1915-1925 гг., когда многие предметы, выпущенные этой компанией, пополнили музейные собрания в Японии и за рубежом.

Чайник выполнен на высоком художественном уровне и может быть рекомендован для закупки музеем.



bottom of page