top of page
  • sbelin

Колотый лёд»


Ваза «Колотый лёд»

Мастер: Ватанабэ Акихико (род. 1959).

Япония, конец 20 - начало 21 веков.

Фарфор, глазурь; двухслойное глазурование, тонировка.

Высота: 15 см.


Слегка ребристая поверхность шаровидной вазы из тёмной керамической массы покрыта глазурью серого цвета с сеткой трещин-кракелюр. Эта сетка образует цеки неправильной угловатой формы, напоминающие трещины на льду – такой рисунок в китайских изделиях получил название «колотый лёд». Часть кракелюра прозрачная, однако поверх прозрачной сетки более длинные трещины тонированы чёрным пигментом. Кракелюр «колотый лёд» создаёт сложную игру света, по-разному преломляющегося в цеках, что придаёт глазури и декору трёхмерность, иллюзию глубины и изысканную игру цвета. Сочетание прозрачного и тонированного кракелюра позволяет говорить о том, что ваза дважды прошла глазурование и обжиг, что делает её исключительно сложной в технологическом плане и требует от мастера виртуозного владения материалами и техникой обжига.


Глазурь серого цвета типологически восходит к селадоновой: классические селадоны, появившиеся впервые в Китае в XIII в. имеют разные оттенки зелёного цвета, близкого к цвету нефрита. В Японии серо-зелёные глазури появились в репертуаре художников-керамистов лишь в ХХ в. Именно такой сложный оттенок селадона использован в вазе.

На основании стилистического анализа, характеру глазурования и качеству черепка эта ваза атрибутирована как работа выдающегося современного мастера Ватанабэ Акихико (род. 1959). Он использует селадоновые глазури нетрадиционных оттенков, часто – серые или зеленовато-серые, применяет двойное глазурование и является единственным художником современной Японии, который обжигает изделия с селадоновыми глазурями в дровяных печах традиционной конструкции ноборигама. Работы Акихико высоко ценятся коллекционерами, востребованы музейными коллекциями и частными галереями, были приобретены для украшения нескольких помещений Императорского дворца в Токио.


Произведение выполнено на высоком техническом и художественном уровне и имеет коллекционное и музейное значение.



bottom of page