top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Китайское Имари. ч.1


Ваза «Букет Имари»

Китай, XIX век.

Фарфор, глазурь, подглазурная роспись, надглазурная роспись, позолота.

Высота: 21 см.


 

Японский фарфор Имари стал широко известен за пределами Японии во второй половине XVII в. Производство было налажено в г. Арита провинции Хидзэн (сейчас – преф. Сага) в первой половине века под покровительством князей Набэсима. В 1650-70-х годах фарфор начали вывозить в Европу и страны Востока через порт Имари, в результате чего продукция мастерских Арита стала известна в мире под названием «Имари». Стиль Имари предполагал яркую роспись синей, чёрной, красной и оранжевой эмалями, сложные композиции декора, пышные цветочные мотивы, среди которых выделялись букеты в вазах разных форм и картуши с цветочными или благопожелательными мотивами. Временный спад фарфорового производства в Китае в середине – второй половине XVII в., связанный со сменой династии и установлением правления Цин, на некоторое время сделал японский фарфор основным товаром в торговле предметами роскоши между странами Запада и Дальнего Востока.


В XVIII в. в китайских мастерских начали повторять японские образцы, и к XIX в. «китайский Имари» стал неотъемлемой частью фарфорового репертуара мастерских Поднебесной, в основном – некрупных частных предприятий, сконцентрированных вокруг таких значительных центров производства, как Цзиндэчжэнь, родина фарфора.


Средняя часть тулова занята двумя большими картушами с изображением пышного букета из цветов и трав, стоящего в вазе. Источником этого декоративного мотива на Дальнем Востоке являются алтарные храмовые вазы, в которые ставятся цветы как приношение Будде или другим божествам буддийского пантеона. Таким образом, мотив является благопожелательным и символизирует надежду на благосклонность богов и процветание. Узкие поля между картушами заполнены изображением глицинии – характерным элементом дальневосточного, в основном японского искусства, также обладающего защитной символикой: он связан с женской красотой, молодостью и исцелением от болезней; цветок, часто использующийся в гербах феодальных домов.


Композиция и колористическое решение декора данной вазы характерны для фарфора Имари японских мастерских в г. Арита. Однако наличие на ней кракелюра на прозрачной глазури, нерегулярный рисунок которого напоминает традиционный китайский кракелюр «колотый лёд», и небольшие отступления от традиционного декоративного строя Имари позволяют отнести вазу к работам мастерских Китая.


Ваза отличается целостностью и уравновешенностью формы, ненапряжённой непосредственностью росписи и яркой декоративностью.



bottom of page