top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Китайская бронзовая фигура 16-17 вв.


Скульптура фантастического зверя цилиня с зеркалом.

Китай, 16-17 вв.

Бронза, литье, патинирование.

Высота 11, 3 см, длина 20 см, дм зеркала: 10см.





Рассматриваемое произведение возможно датировать 16-17 вв., о чем свидетельствуют стилистические и технологические признаки. Фигура представляет собой держатель для древнего зеркала и выполнено в виде скульптуры фантастического существа цилиня. В спину зверя вмонтирован желоб с фестончатыми краями, напоминающими лепестки лотоса. Туда вставляется плоское круглое зеркало, на зеркале в невысоком рельефе даны четыре иероглифа, обозначающие циклические знаки.


Цилинь (единорог) – наиболее почитаемый персонаж китайской мифологии. Считалось, что его появление предвещало рождение «совершенного правителя», поэтому образ единорога ассоциировался с гармонией во Вселенной, государстве и семье. Также он был пожеланием долголетия, счастья и знатности.


Особо следует сказать о зеркале на спине цилиня. Зеркала появились в Древнем Китае еще во II-м тысячелетии до н.э. как ритуальные священные атрибуты. Зеркала были призваны охранять людей от злых сил и олицетворяли незапятнанную совесть и добродетель. В Новое время интерес к зеркалам сохранялся: их коллекционировали и нередко выставляли в дворцовых и «интеллектуальных» интерьерах. Как сакральные предметы, связанные с древностью, они были овеяны особым пиететом и продолжали сохранять функции универсальных оберегов. В наши дни зеркала продолжают представляют собой безусловный коллекционный интерес.


Фигуру отличает высокое качество литья, изящество пропорций и сложный абрис, образованный фестончатым желобом на спине, разнообразными ракурсами ног, распластанной метелочкой хвоста, а также детальной проработкой головы с причудливым рогом и рельефными прядями. Гладкое обтекаемое тело оживляется рельефными динамичными изображениями языков «пламени».


Произведение выполнено на высоком художественном уровне и имеет музейное значение.

bottom of page