top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Китагава Утамаро I (1753-1806), Китагава Утамаро II (1789-1831)


«Влюблённые» («Праздник Тоёаки - деликатесы Ямато»)

Из серии гравюр «Сэйро Нивака-но асоби»

(«Неожиданные развлечения в доме свиданий»)

Япония, Эдо, 1800-е гг. (период Эдо (1605-1868)

Традиционная бумага васи, цветная ксилография.

Размеры листа (в свету) 35.6 х 23,7 см.


В поздний период жизни Утамаро I и Харумати часто выступали соавторами композиций бидзинга. В данном листе используется новаторский приём Утамаро – о-куби («большие головы»), то есть изображение персонажей не в полный рост, как это было принято в старой гравюре, а погрудно или по пояс. Подобная компоновка требовала от художников большой изобретательности в композиции листа и позволяла уделить особое внимание изображению лица – стилизованного, но передающего тонкие градации эмоций, а также избежать передачи анатомии стоящей фигуры, сконцентрировав внимание зрителя на причёсках и верхней части костюма.

Справа на листе – поясное изображение женщины в многослойное кимоно, со сложной причёской с шиньоном, подвязанным белым бантом сзади, несколькими шпильками и широким гребнем в волосах. В руке красавица держит веер, слегка наклонившись и обращаясь к юноше, изображённому погрудно. Юноша также одет в многослойное кимоно, на голове – сложная причёска с цветами, перехваченная повязкой хатимаки белого цвета. Хатимаки является атрибутом мужского костюма, у самураев символизирует решимость и чистоту помыслов, но в городской среде ремесленников и у крестьян имеет утилитарное назначение защиты глаз от пота во время работы.

Возможная игра с переодеваниями кроется в названии серии, к которой принадлежит гравюра, её название помещено в картуше в правом верхнем углу листа: «Неожиданные развлечения в доме свиданий». В крайней правой строке дано название работы: «Праздник Тоёаки – деликатесы Ямато». Ямато – поэтическое название Японии; Тоёаки – топоним, деревня в регионе Канто, откуда в Эдо поставлялись местные продукты. Праздники, приуроченные к появлению сезонных яств, были распространены в Японии и вполне могли быть «неожиданными развлечениями» для горожан. Возможно, персонаж с хатимаки на голове – романтизированный образ селянина, доставляющего деликатесы в Эдо.


Гравюра мастера в близком по качеству оттиске хранится в Royal Museums of Art and History (Брюссель) и датируется приблизительно 1806 годом. Лист является редким в частных и музейных собраниях образцом позднего периода работы мастерской Китагавы Утамаро I.





bottom of page