top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Какиэмон XII



Чаша с крышкой «Гранаты»

Сакаида Какиэмон XII (1878–1963)

Япония, Арита, середина 20 века, период Сёва (1926-1989)

Фарфор, глазурь, подглазурная роспись, надглазурная роспись

Диаметр: 14 см.


Какиэмон – наследственное имя фарфористов в Арита, старейшем фарфоровом центре Японии, а также название особого стиля фарфоровых изделий, сложившихся в середине XVII века. Считается, что семейная история восходит к Сакаида Какиэмон I, который впервые добился белизны и мягкого блеска глазури и предпочитал деликатные росписи эмалевидной краской для того, чтобы подчеркнуть качество фарфора. Наследственное имя Какиэмон может быть переведено как «Мастер росписи цветом хурмы»: тёмно-оранжевая эмалевидная краска стала своеобразной «визитной карточкой» мастерской.



Чаша какиэмон, находящаяся в нашей галерее, создана в лучших традициях прославленных фарфоровых мастерских. Она предназначена для питья зелёного листового чая сэнтя. Крышка, которая покрывает чашу для лучшего приготовления напитка, может служить небольшим блюдцем для сластей.

На тулове чаши изображены три плода граната с листьями: один - неспелый, второй – с прорехами в кожуре, сквозь которые видны зёрна, третий – совершенно раскрывшийся. Замыкает круговую композицию иероглиф «счастье», написанный в стилизованной архаической манере. Вокруг иероглифа изображены четыре летучие мыши, в китайской традиционной символике олицетворяющие счастье. Символика граната связана с его формой и внутренним строением: большое количество плотно прижатых друг к другу зёрен в прочной кожуре ассоциируются с многочисленным потомством, большой дружной семьёй в одном процветающем доме. Роспись крышки-блюдца аналогична росписи чаши.


Внутри кольцевой ножки помещена подпись подглазурным кобальтом - «Какиэмон».Графика подписи и стилистические особенности предмета позволяют отнести его к работам Сакаида Какиэмона XII (1878–1963), выдающегося мастера и исследователя фарфоровой традиции Японии. Под его руководством старые мастерские в Арита, испытывавшие трудности в начале ХХ века, успешно возродили высокое качество продукции старых печей, восстановили рецептуру фарфорового черепка, глазурей и надглазурных эмалей. Работы Сакаида Какиэмон XII хранятся в крупнейших коллекциях мира и являются эталонными для стиля «Какиэмон» в ХХ веке.

Чаша с крышкой, продающаяся в галерее «Евразия», выполнена на высоком техническом и художественном уровне признанным японским художником, классиком ХХ века и наследником длительной традиции художественного фарфора, имеет высокое коллекционное и музейное значение.





bottom of page