top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

«Зеленая Тара»


Буддийская скульптура «Зеленая Тара»

Китай, XVIII век, тибето-китайский стиль. Сплав на основе меди, пигменты; литье, гравировка, чеканка, позолота, инкрустация, раскраска.

Высота: 18 cм.



Данное скульптурное изображение является традиционным образцом культовой пластики ваджраяны – северной ветви буддизма, получившей распространение главным образом в странах Центральной Азии. Это божество – представитель группы милостивых богинь Тар, так называемая Зеленая Тара (санскр. щьяматара).


Фигура выполнена в соответствии со сложившейся в буддийском искусстве иконографией. Богиня изображена на округлом пьедестале, обрамленном двойным рядом лепестков лотоса, символизирующем соединение просветленной мудрости и сострадания, в традиционной для данного персонажа позе: левая нога подогнута и лежит на пьедестале, а правая опирается на цветок лотоса. Характерно также положение рук Зеленой Тары – левая рука согнута в локте и поднята к груди (жест учения витаркамудра), а правая рука опущена вниз (жест дарения варадамудра). Облачение и украшения Зеленой Тары соответствуют облику милостивого божества: на ее голове диадема с пятью зубцами; удлиненные мочки ушей с крупными круглыми серьгами, а также браслеты, ожерелья и ленты указывают на благородное происхождение богини.


Интересной особенностью данного скульптурного изображения является налобное украшение в виде бус с круглыми подвесками. Подобные элементы украшений часто использовал в работе известный мастер, основатель монгольской школы ваяния Г.Дзанабадзар (1635–1723) для создания удивительных по красоте женских священных образов. Влияние школы художественного литья Г. Дзанабадзара прослеживается и в общей моделировка фигуры богини. Данная фигура отличается хорошим качеством литья и проработки деталей и имеет историко-художественное и музейное значение.

bottom of page