top of page
  • sbelin

Гуансюй и сто дней реформ


Китайская ваза с благопожелательным сюжетом

Китай, конец 19 века.

Фарфор, надглазурная роспись эмалями,

железной красной, позолота.

Высота: 37см.


На дне вазы помещена марка: Да Цин Гуансюй няньчжи, т.е. «выполнена в годы Гуансюй Великой Цин» (1875-1908). Это период, когда возрождаются лучшие традиции фарфорового искусства периода Цяньлун конца 18 века.


Форма вазы спокойная, классическая, в росписи преобладает кораллово-красная краска, цвета «розового семейства» включены в колорит сдержано, они не добавляют излишней пестроты. Композиция строится на измельченных элементах, соединенных весьма гармонично и превращенных в изысканный узор. Очерченные причудливым абрисом летучие мыши, парящие среди разноцветных облаков, изображены в разных позах и ракурсах. Основание подчеркнуто лепестковым орнаментом, вдоль устья положен орнамент из трехлопастных элементов жуи. Оплечье заполнено лотосовым орнаментом, среди которого выделяются четыре стилизованных иероглифа шоу (долголетие).


Сюжет наполнен благопожелательной символикой. Летучие мыши – пожелание счастья, так как «летучая мышь» (фу) является в китайском языке омонимом слова фу -- «счастье», поэтому композиция из множества летучих мышей сулит «сто благ». Лотосы с побегами на оплечье являются олицетворением благородного человека, а орнамент жуи вокруг устья символизирует исполнение всех желаний, поскольку жуи переводится как «что пожелаете». Помимо этого, мотив жуи является пожеланием здоровья и долголетия, поскольку напоминает волнистую шляпку гриба линчжи, входящего в состав «эликсира бессмертия», который изготовляли даосы.

Произведение выполнено на высоком художественном уровне и имеет музейное значение.























bottom of page