top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Ваджрапани


Скульптура «Ваджрапани»

Китай, XVIII век. Тибето-китайский стиль.

Сплав на основе меди, пигменты; литье, позолота, раскраска.

Высота:17,5 см.



Ваджрапани в буддизме Махаяны и Ваджраяны - один из главных бодхисаттв, просветленных существ, которые помогают буддистам на пути их духовного просветления.

Его образ получил огромное количество форм. В традиции Ваджраяны Ваджрапани имеет гневный облик и пропорции дхармапалы (защитника Дхармы). Он олицетворяет активность всех будд, действенное сочувствие и силу, устраняющую препятствия на пути к Просветлению. В тибетском буддизме считается, что Ваджрапани, будучи средоточием силы и энергии буддийского Учения, играл важную роль в покорении демонов Тибета.

Главным атрибутом Ваджрапани является скипетр ваджра. В буддизме Ваджраяны ваджра – основополагающий философский принцип, это символ шуньяты (пустоты) – неразрушимого, неуничтожимого бытия, перед лицом которого все остальное бессильно.

Данное скульптурное изображение полностью соответствует тибетскому иконографическому образу Ваджрапани XVIII века. Он представлен стоящим в позе пратьялидха (поза стрелка из лука, с согнутой правой ногой) на лотосовом пьедестале, правая рука с ваджрой поднята вверх, левая рука с колокольчиком опущена вниз. Его лик имеет гневное выражение. Отличительная особенность гневного Ваджрапани – наличие змеи среди украшений. Он выступает в мифологии и как змееборец, и как покровитель змей, почитается как спаситель от змеиных укусов.

Скульптура не вскрыта, дно пьедестала закрыто пластиной с точечной гравировкой в виде вишваваджры в центре.

Скульптура характеризуется высоким качеством литья и проработки деталей. По своим стилистическим особенностям это произведение представляет типичный образец тибето-китайской золоченой пластики XVIII в. и имеет высокое историко-художественное и музейное значение

bottom of page