top of page
  • sbelin

«Бонамс» формирует новый тренд


В период 1990-2000-х годов японское искусство неизменно занимало лидирующие позиции на мировых аукционах в сегменте азиатского направления, однако начиная с 2010-х годов оно начало уступать пальму первенства китайскому искусству. Так в Лондоне, где много любителей искусства Японии, аукционные дома стали гораздо реже проводить торги японского антиквариата по одной, но самой важной причине – в настоящее время японский антиквариат очевидно приносит меньше прибыли, чем китайский. Впрочем, аукционный дом «Бонамс», один из тройки «великих», все эти годы продолжал проводить в Лондоне аукционы японского искусства, причем весьма успешно («Сотбис» и «Кристи» уже явно сдали свои позиции по продажам японского антиквариата в Лондоне). За успехом «Бонамс» в Лондоне в области японского искусства стоит очень симпатичная женщина, свободно говорящая на нескольких языках. Это Сюзанна Юп (Suzannah Yip) - директор департамента японского искусства, женщина с железным характером, знанием антикварного рынка и редчайшим умением предвидеть развитие этого рынка. Сюзанна перешла в Бонамс после того, как «Сотбис», где Сюзанна проработала восемь лет, в 2007 году решил закрыть японский отдел в Лондоне. Возглавив департамент японского искусства в «Бонамс», Сюзанна Юп сосредоточила свои усилия на привлечении «сливок» антиквариата для аукционов «Fine Japanese art». Два аукциона этой категории «Бонамс» проводит в Лондоне и два - в Нью-Йорке. Подборка антиквариата на аукционе японского искусства в Лондоне 13 мая была прокомментирована нами еще до аукциона. А теперь пришло время подводить итоги. Ранее нас удивила выставленная на продажу большая коллекция японских гравюр ХХ века, созданных одним художником - Кавасэ Хасуй (1883-1957).


Хасуй еще при жизни был удостоин звания «национальное достояние Японии», его гравюры превосходны и сразу стали классикой японского искусства ХХ века. Однако вопрос состоял в том, сможет ли антикварный рынок «переварить» сразу такой объем гравюр одного художника. Обычно на аукцион выставлялось не более 3-5 гравюр одного автора, поскольку считается, что рынку нужно предлагать произведения дозированно, чтобы не было пресыщения. Однако Сюзанна Юп и в этот раз взяла все риски на себя и не прогадала. Все 59 гравюр ушли с молотка и за весьма приличные деньги. В очередной раз Сюзанна оказалась права – рынок созрел для этой коллекции.


Новый тренд в японском искусстве – «Кавасэ Хасуй снова моден и востребован» – у нынешнего поколения коллекционеров сформирован.

bottom of page