top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Авалокитешвара Шадакшари


Статуэтка бодхисаттвы

Авалокитешвара Шадакшари.

Сплав на основе меди, литье, гравировка, чеканка, золочение.

Тибет, вторая половина 20 века.

Высота: 29 см.







Бодхисаттва Авалокитешвара изображен в одной из самых распространѐнных своих иконографиях – Шадакшари. Персонаж сидит на лотосовом троне, в каждой из его четырёх рук - особые атрибуты: две центральные руки сложены в жесте приветствия и почитания (анджали-мудра) и зажимают драгоценность, правая дополнительная рука держит четки, а левая – цветок лотоса. На поясе, груди, ушах и руках будды – украшения, на голове – корона. Присутствуют еще два атрибута, характерные именно для этого бодхисаттвы – плечи покрыты шкурой антилопы, а в высокой причёске – фигурка будды Амитабхи.


У фигурки тонкие черты лица, что характерно для тибетской школы буддийской скульптуры, а взметающиеся кончики шарфов и ленты корон происходят из китайской школы. Такой композитный облик имеют многие тибетские статуи XX века. Следы глиняной формы внутри фигуры свидетельствуют о том, что она была создана по традиционной технологии.


Иконография бодхисаттвы Авалокитешвара Шадакшари отсылает к его знаменитой мантре, сакральной формуле – «О, драгоценнолотосовый, славься!». Атрибуты в боковых руках бодхисаттвы соотносятся с этим эпитетом – драгоценность (четки) и лотос (раскрытый цветок). По одной из интерпретаций, шесть слогов мантры соответствуют шести уровням рождения буддийской вселенной, в которых бодхисаттва спасает живых существ. Далай-лама считается инкарнацией именно этой формы бодхисаттвы Авалокитешвара.

Данная скульптура является подлинной и имеет художественное, историческое и коллекционное значение.

bottom of page