top of page
  • sbelin

«Out of the ordinazy»

Редчайший образец российского фарфора


Девиз нашей галереи «Out of the ordinazy» («Всё только необычное») целиком относится к фарфоровой тарелке Императорского фарфорового завода XVIII века.


Тарелка в стиле «Какиэмон»

Россия, 1770-1780 гг.

Фарфор, надглазурная роспись эмалевыми красками.

Императорский фарфоровый завод.

Диаметр: 22,5 см.

Сохранность: потёртости, соответствующие времени изготовления.









Роспись тарелки, датируемой 1770-1780 годами, относится к особому декоративному стилю, созданному японскими гончарами династии Сакаида ещё в XVII веке. В 1644 году Сакаида Какиэмон привёз из Китая технологию особой росписи фарфора. По имени этого японского гончара такой фарфор стали называть Какиэмон.


В настоящее время роспись Какиэмон называют «стилем пустого пространства». Белый цвет доминирует в этой росписи, при этом, чтобы производить впечатление, он должен быть молочно-белого изысканного оттенка. Ассиметричные композиции этого стиля создаются многоцветной живописью на белом глазурованном фоне. У этого фарфора существует определённая цветовая гамма и тематика рисунка: это цветы, бабочки, мифические существа, изредка – люди.


Какиэмон в больших количествах поставляли в богатые европейские города, а знаменитая мейссенская мануфактура почти сразу после создания первого европейского фарфора с твёрдой массой стала использовать стиль Какиэмон при росписи своей продукции.



Тарелка с дизайном «Koreanischer Lowe»

Мейссен, 1735-1740 гг.

Фарфор, надглазурная роспись эмалями,

декор в стиле Какиэмон

Диаметр: 22,5 см.






К 1735 году мейссенская мануфактура выпускала целый ряд изделий в стиле какиэмон, в частности в 1735-1740 годах был создан дизайн «Корейский лев», который с тех пор с перерывами производится уже более 200 лет.


Популярность стиля Какиэмон в Германии не осталась без внимания в Петербурге. Какому-то высокопоставленному петербургскому вельможе захотелось иметь тарелку в этом стиле, и на императорской фарфоровой мануфактуре было создано изделие, практически полностью воспроизводящее декор мейссенской тарелки «Koreanischer Lowe», но с подглазурной маркой «Екатерина II». Тщательность копирования оригинала не может не вызывать удивления. В зеркале, как и в оригинале, размещены дракон с крыльями, журавль, цветы и насекомые. Цветовая гамма близка к оригиналу. Борт тарелки исполнен с особым рельефом, называемым в Мейссене «Sulkowski-Ozier» (для сведения, этот рельеф впервые был создан для сервиза, заказанного аристократом Сулковски, и напоминает плетение из ивы). Поверх этого изысканного рельефа нанесён рисунок в стиле «Indianische Blumen».


Такой опыт росписи Какиэмон на российской почве путем копирования дизайна Мейссен не должен вызывать осуждения по следующим обстоятельствам. Во-первых, сами художники мануфактуры Мейссен без стеснения копировали японские образцы. Во-вторых, в XVIII веке идея защиты авторских прав ещё не была актуальной.


Данная российская фарфоровая тарелка в стиле Какиэмон является большой редкостью. Имеет несомненное музейное значение.

bottom of page