• Клёнов В.К.

«Amsterdam Bont»



Фарфоровая чаша в стиле Имари «Amsterdam Bont»

Китай, Нидерланды, 1680-1740-е годы.

Фарфор, подглазурный кобальт, надглазурные эмали бирюзового цвета, красная железная и чёрная краски, золочение.

Марка на дне: китайская, подглазурным кобальтом.




Через Ост-Индскую компанию купцы из Амстердама могли заказать в Китае самые разнообразные предметы, но между заказом и получением готовой продукции проходило около двух лет, принимая во внимание огромный путь из Европы в Кантон (Гуанчжоу) на парусниках вокруг Африки и вдоль Индии. С целью получения максимальной прибыли часть китайского фарфора заказывалась без росписи или с незначительной подглазурной росписью, а основной рисунок создавали уже местные голландские мастера в соответствии с меняющимися потребностями рынка. Такое сочетание китайских сюжетов, переосмысленных в рисунках нидерландских мастеров, создавали необычный декоративный эффект, который и в настоящее время вызывает интерес своей самобытностью и радостным восприятием жизни.


Покрывая фарфор рисунком в восточном стиле с преобладанием красного железного цвета, амстердамские торговцы создавали впечатление, что продают якобы японский фарфор Имари. Последний был очень популярен на рубеже 17-18 веков, и не зря китайские мастера на своих изделиях пытались тщательно воспроизвести этот стиль. К слову, разница в цене между настоящим японским фарфором Имари и китайским аналогом в Амстердаме могла достигать трехкратной величины.


На дне чаши помещена подглазурная кобальтовая марка в виде стилизованного цветка, характерная для периода Канси ( 1662-1723).


Чаша в стиле Имари, созданная в Китае и Нидерландах, входящая в группу «Амстердам Бонт», представляет музейный интерес.