top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Тара

(в переводе с тибетского sgrol ma «спасительница»)


Непальская скульптура «Тара Зелёная»

Непал, середина 20 века.

Сплав на основе меди, литьё, гравировка, чеканка, патинирование.

Высота: 13 см.



Скульптура отличается высоким качеством литья и патинирования, тонкой и тщательной проработкой деталей, особым вниманием к дополнительным украшениям фигуры, т.е. теми характеристиками, которые присущи лучшим образцам бронзовой пластики Непала середины 20 века. Отлита фигура из медного сплава с помощью широко распростра­ненного в культовой технологии метода литья по исчезающей восковой модели.

Скульптура изображает Тару Зеленую (санскр. Щьяматара), представителя группы милостивых богинь Тар. Тара (в переводе с тибетского «спасительница») – воплощение беспредельного сострадания. Вместе с Авалокитешварой (из слезы которого она, по преданию, родилась) Тара является покровительницей человечества. Особая популярность Зеленой Тары среди буддистов связана с их верой в способность этой богини оказывать помощь и спасать людей от различных несчастий, приходить на помощь в момент смертельной опасности.

Данное скульптурное изображение выполнено в соответствии со сложившейся в буддийском искусстве иконографией Зеленой Тары, представляет собой образ прекрасной юной девушки в царских одеждах и украшениях. Богиня восседает на округлом пьедестале, обрамленном двойным рядом лепестков лотоса (растения, являющегося в буддизме символом чистоты, совершенства и истинной мудрости) в позе лалитасана (правая нога приспущена с пьедестала, что означает непрекращающуюся активность). Характерно также положение рук Зеленой Тары – левая согнута в локте и поднята к груди, а правая - опущена вниз. Жест ее рук символизирует готовность предоставить защиту и избавить от страха.

Облачение и украшения Зеленой Тары соответствуют облику милостивого божества: на ее голове диадема с пятью зубцами; удлиненные мочки ушей украшены большими круглыми серьгами, касающимися плеч; браслеты и ожерелья указывают на благородное происхождение богини.

Comments


bottom of page