Галерея "Евразия"
Ёсимицу. Токио-Йокогама

«Танцовщица-гейша»
Япония, 1890-е гг. (эпоха Мэйдзи, 1868-1912).
Бронза; литье, гравировка, золочение, патинирование.
Мастер: Ёсимицу.
Мастерские Токио-Йокогама.
Высота: 34,5 см.
Поза девушки, танцевальный веер в поднятой руке, детально воспроизведённый праздничный костюм и сложная причёска с гребнями указывает на то, что окимоно представляет танцовщицу-гейшу. Элегантная постановка фигуры ярко передаёт особенности танца, его плавные движения и обязательные остановки, которые позволяют оценить мастерство исполнения и красоту кимоно. Кимоно на танцовщице с родовыми гербами и расположением рисунка в нижней части платья является парадной одеждой, оно традиционно надевается по праздничным случаям, во время свадеб, на чайные церемонии. Даже характер завязки узела на поясе оби относится к праздничным. Крупные цветы сакуры и изображение водяных потоков в декорировании кимоно традиционно связаны с весенними праздниками, в том числе – ханами, фестивалем любования цветущей сакурой.
Все детали произведения выполнены тщательно и с виртуозным мастерством литья, гравировки и золочения. Окимоно демонстрирует высокое мастерство художника по металлу, владение построением фигуры, передачей движения, характера и настроения изображаемого персонажа.
На свисающем конце оби сзади в прямоугольном картуше литьём, гравировкой и золочением нанесена подпись мастера, выполненная стилизованным архаическим почерком: Ёсимицу саку – «сделал Ёсимицу». Стилистические и технологические особенности исполнения фигуры однозначно относят работу к произведениям мастеров Токио и Йокогамы 1890-х годов. В период Мэйдзи (1868-1912) несколько мастерских, основанных мастерами по металлу и оружейников в предшествующие эпохи, начали создавать мелкую пластику на темы «типов старой Японии» (гейш, самураев, монахов, крестьян и ремесленников).
Данная работа обладает художественной оригинальностью, выполнена на высоком техническом уровне и имеет музейное и коллекционное значение.