• Галерея ЕВРАЗИЯ

Японская ваза в виде двойной тыквы


Авторская ваза «Двойная тыква»

Япония, ХХ век.

Фарфор, глазурь; шнур – шёлк

Мастер: Акадзан.

Высота: 32 см.


Ваза представляет современную работу японской художественной керамики, выполненную из светлой массы. Форма вазы в виде двойной тыквы (лагенарии) – традиционна и популярна у японских мастеров керамики и фарфора. На Дальнем Востоке высушенные плоды лагенарии широко использовались в качестве сосудов для семян, трав, воды и вина. Также такие сосуды использовались для травяных настоев и лекарственных эликсиров, распространённых в практике магического даосизма – религиозной и философской системы древнего Китая. Двойная тыква даже стала атрибутом даосских мудрецов-бессмертных и приобрела символику долголетия и здоровья. В Японии тыкву предпочитали использовать как ёмкость для вина, особенно в период Эдо (1603-1868), но благопожелательная символика формы сохранялась, а вода или вино в подобных сосудах приравнивалась к эликсиру бессмертия. Также сосуд из двойной тыквы часто выступает как символ поэтического вдохновения. В традициях чайной церемонии тыква-горлянка использовалась для цветочных композиций икэбана.


О первоначальном предназначении сосудов из тыквы напоминает в данном произведении оранжевый шёлковый шнур, закреплённый на перехвате между двумя шаровидными частями: фляги для жидкостей часто носили на поясе, подвязав шнуром. Шнур закреплён на сосуде сложным «узлом счастья» – амулетом для отпугивания злых сил. Ваза покрыта глазурью приглушённого благородного тёмно-бирюзового цвета с тёмными полосами, повторяющими движение кисти при глазуровании изделия на гончарном или поворотном круге. Глубокий синий цвет широко входит в репертуар керамики и фарфора в Японии с конца XIX в.


Общий благопожелательный характер изделия, нарядное сочетание цветов глазури и шнура, сбалансированная форма делают вазу прекрасным образцом работы японских керамистов ХХ века, имеющим коллекционное и музейное значение.