• Клёнов В.К.

Шедевр японского и французского искусства.

Среди работ японских мастеров по эмали не так много предметов, дополнительно декорированных золочёной бронзой во Франции. Далеко не каждое изделие подходит для этих целей, нужно чтобы было найдено какое-то новое внутреннее единство эмалевого предмета и бронзового обрамления. У французских мастеров художественной бронзы богатейший опыт работы по дополнительному декорированию различных предметов из фарфора. Во всех крупнейших музейных коллекциях есть большие фарфоровые чаши, дополнительно украшенные золочёными бронзовыми основаниями сложной формы. Таким образом, обрамление предметов из эмали бронзовыми накладками не стало чем-то особенным для французских мастеров.

Мода на японский интерьер возникла в европейских столицах во второй половине 19 века. Это было связано с проведёнными Международными выставками в Париже (1867г) и в Вене (1873г). На последней выставке правительство императора Мэйдзи устроило грандиозный показ японской культуры, архитектуры и особенного жизненного уклада.


После этих выставок возник спрос на японское искусство и в европейских столицах появились в продаже предметы японской культуры. Предприимчивые французские декораторы сразу стали предлагать своим богатым клиентам оборудовать одну из гостиных в японском стиле, либо сделать «восточный уголок». Именно тогда и стали дополнительно декорировать японские эмали французской золочёной бронзой, чтобы «восточный уголок» гостиной сочетался с ампирной мебелью, которая и по сей день остается любимой у французской аристократии и буржуазии.



Ваза «цветы-птицы»

Япония, Франция, 1870-1880-е годы.

Металл, перегородчатая эмаль(юсэн-сиппо), эмаль без перегородок (мусэн-сиппо), бронза, позолота.

Высота: 45 см.










Прекрасная ваза клуазоне «цветы-птицы» создана в период «золотого века японской эмали», который традиционно ограничивают 1870-1910-ми годами. На стенках четырехгранной вазы помещены крупные овальные медальоны. Внутри каждого из них на нежном голубом фоне даны четыре композиции в жанре «цветы-птицы»: кукушка и пара мелких птах среди полевых трав и кустов хаги, петух и вьюнки, хризантемы и бабочки, куропатки среди осенних трав. При этом два медальона слегка выпуклые, а чередующиеся с ними - несколько утоплены в стенки сосуда. Вдоль квадратного устья горла и у основания вазы положены орнаментальные лепестковые пояса, а пространство вокруг клейм заполнено мелкими розетками хризантем и стилизованными цветами кири (павлонии), разбросанными по темно-серому фону.


Ваза дополнена позолоченными бронзовыми элементами - многоярусный постамент опирается на четыре угловые ножки в виде слоновьих голов, устье акцентировано резным бордюром в неоготическом стиле, составленным из трилистников. В верхней части тулова прикреплены скульптурные накладки в виде поднимающихся вверх единорогов.


Отличительной художественной особенностью вазы является ее

сложная форма, приспособленная к эстетике европейского интерьера,

и изысканная колористическая гамма.


смотреть в галерее

df

Галерея "ЕВРАЗИЯ"

25-летний опыт в составе Антикварного отдела Государственного Музея Востока.

Москва, Садовая-Кудринская, д. 25, «Антикварный центр на Садовом»
3 этаж, галерея 304 с 11.00 до 19.00, воскресенье - по предварительной договоренности.

сopyright © 2020 www.eurasiagallery.ru

  • Black Facebook Icon
  • Black Instagram Icon