top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

«Шанхай. Пекин»


Декоративный кувшин «Шанхай. Пекин» – редкое по выразительным качествам, сюжету декора и уровню исполнения произведение китайского эмальерного искусства 1920-1930-х годов.

Кувшин высотой 52 см. стоит на высокой ножке, расширяющейся книзу, уплощённое тулово слегка сужается к ровным плечикам. Горловина раструбом отодвинута к краю площадки плечиков, с другой стороны укреплена нижняя часть высокой ручки в виде стилизованных растительных побегов. Ножка кувшина, тулово и горло выполнены в технике перегородчатой эмали.

Перегородчатая эмаль – традиционная техника китайского прикладного искусства, впервые появившаяся в эпоху правления династии Юань (1271-1368) и в эпоху Мин (1368- 1644) достигшая полного расцвета. Техника заключается в том, что на основание из металла (как правило меди, реже – серебра) припаивается торцом уплощённая проволока, формирующая контуры рисунка и создающая отдельные ячейки-клуазоны, которые затем заполняются порошком эмали. После обжига эмаль, расплавляясь, заполняет клуазоны и создаёт яркий, блестящий рисунок. При полировке тонкие проволочные перегородки остаются видны на поверхности изделия.

При создании данного кувшина для получения эффекта мерцающего ночного неба использована так называемая авантюриновая эмаль с включением мелкой пудры металла. Пояски в нижней и верхней части тулова, ножка и горловина декорированы орнаментом, и это орнаментальное оформление отличается тонкостью рисунка, сложностью мотивов и широкой палитрой цветов.

Сюжет декора этого произведения отличается оригинальностью и демонстрирует умение китайских мастеров великолепно сочетать традиционные технологии декоративно-прикладного искусства с современными темами и меняющимся культурным и архитектурным ландшафтом – в нижней части тулова изображён городской пейзаж со зданиями, явно принадлежащими к архитектурной традиции ар деко.


В нижней части тулова кувшина из галереи «Евразия» изображён городской пейзаж со зданиями, явно принадлежащими к архитектурной традиции ар деко. Среди них несколько построек с узнаваемыми деталями: высокой башней с часами на одной стороне тулова и башней с боковыми башенками под китайскими традиционными крышами на другой стороне кувшина. Башня с часами – несколько стилизованное и упрощённое изображение Центральной таможни, одной из самых известных достопримечательностей на набережной Вайтань в Шанхае. Здание было построено в 1927 г. архитектурной компанией Palmer & Turner Hong Kong, часовой механизм изготовлен английской компанией JB Joyce & Co, а образцом для часовой башни послужил знаменитый Лондонский Биг Бен. Несколько изображённых зданий не находят прямых аналогий в архитектуре Шанхая, однако многие элементы создают синтетический образ города эпохи модернизации.


С другой стороны тулова кувшина выделяется Белая ступа (буддийский храм в форме колокола) – одна из важных достопримечательностей Пекина, построенная непальским скульптором Анико во времена династии Юань (1271–1368). За ней угадывается абрис постройки с крышей традиционной формы – одно из зданий Запретного города, бывшей резиденции императоров. Высокое здание с башней с боковыми башенками под стилизованными китайскими крышами – памятник пекинской архитектуры в стиле ар деко.


Сочетание традиционного и нового наглядно передаёт идею движения к новациям и развитию, не отрицающего ценности старого, характерное как для китайской культуры в целом, так и для особого периода бурного развития Шанхая как крупнейшего в мире морского порта и одного из крупнейших деловых центров мира в 1920-1930 гг.

Здания показаны на фоне тёмного ночного неба, с горящими окнами и иллюминацией по контурам архитектурных форм, над ними поднимаются цветные фейерверки, которые в верхней части тулова распускаются пышными шарами в форме цветов. Орхидеи, пионы, хризантемы и букет из злаков, изображённые в богатой палитре эмалей – традиционные символы процветания и богатства в китайской символической системе. Таким образом программа декора является благопожелательной, в то же время отражая представление о современности и прогрессе как залогах преуспевания.

      Именно сюжет декора позволяет предположить, что кувшин был создан в конце 1920-х – начале 1930-х гг., возможно – в Шанхайских эмальерных мастерских. Также можно предположить, что его создание было приурочено к одному из важных событий в истории города: во времена правления республиканского правительства в 1927 году Шанхай получил статус особого города, а в мае 1930 года – города центрального подчинения.

Кувшин имеет оригинальную подставку из резного дерева. Обладая повышенной декоративностью, сложностью и оригинальностью формы и сюжета, кувшин отличается гармоничностью и сбалансированностью всех деталей, приподнятым праздничным звучанием, характерным для лучших образов китайского эмальерного искусства.

Commentaires


bottom of page