top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Шакьямуни, к.17-н.18 век


Фигура Будда «Шакьямуни»

Северный Таиланд (Королевство Ланна), конец 17- начало 18 века. Дерево(местное, очень плотное), резьба, остатки грунтовки, золотого лака, подновления более позднего периода. Высота: 23 см. Сохранность: для своего времени отличная (незначительные утраты).


 

Буддизм – ведущая религия Таиланда, её присутствие заметно в любом населенном пункте страны. Это и многочисленные буддийские храмы, и изображения буддийских святых, вырезанные в скальных породах, и яркие одежды монахов на улицах. Однако в нашей галерее буддийская пластика из Таиланда встречается редко. В данный момент имеется всего одна фигура Будды, привезенная несколько десятилетий назад из этого королевства - Будда Шакьямуни высотой 23 см., вырезанный из местного дерева очень твердой породы. На изделии видны остатки грунтовки и золотого лака, также заметны следы подновления более позднего периода. По иконографии и некоторым отличительным признакам (таким как способ обработки дерева, состав грунтовки и нанесение позолоты) фигуру можно датировать концом 17 – началом 18 века. Учитывая солидный возраст деревянной фигуры, ее сохранность можно считать отличной, даже несмотря на некоторые утраты.

Фигура создана народными мастерами, о чем свидетельствует метод обработки пьедестала, а также определённая свобода в интерпретации буддийской иконографии. Скульптура отражает стиль мастеров Северного Таиланда (Королевство Ланна), в чьем творчестве заметно влияние тибетских скульпторов. Каждая эпоха и каждая страна, куда проник буддизм, давала свои варианты «признаков совершенства», дополняла канон новыми сочетаниями мудр и асан, придавала изображениям этнические особенности.

Будда Шакьямуни представлен в соответствии с признаками просветленного существа: на его голове характерный пучок ушниша, на лбу – урна (символ духовного видения всех бед), вытянутые мочки ушей. Учитель восседает на пьедестале со скрещенными ногами в алмазной позе (ваджрасана). Монашеская одежда Будды плотно облегает тело.

Сохранилось весьма ограниченное количество тайских буддийских скульптур этого периода. Данное уникальное скульптурное изображение Шакьямуни имеет несомненное музейное значение.

bottom of page