top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Шакьямуни, к.17-н.18 век


Фигура Будда «Шакьямуни»

Северный Таиланд (Королевство Ланна), конец 17- начало 18 века. Дерево(местное, очень плотное), резьба, остатки грунтовки, золотого лака, подновления более позднего периода. Высота: 23 см. Сохранность: для своего времени отличная (незначительные утраты).


 

Буддизм – ведущая религия Таиланда, её присутствие заметно в любом населенном пункте страны. Это и многочисленные буддийские храмы, и изображения буддийских святых, вырезанные в скальных породах, и яркие одежды монахов на улицах. Однако в нашей галерее буддийская пластика из Таиланда встречается редко. В данный момент имеется всего одна фигура Будды, привезенная несколько десятилетий назад из этого королевства - Будда Шакьямуни высотой 23 см., вырезанный из местного дерева очень твердой породы. На изделии видны остатки грунтовки и золотого лака, также заметны следы подновления более позднего периода. По иконографии и некоторым отличительным признакам (таким как способ обработки дерева, состав грунтовки и нанесение позолоты) фигуру можно датировать концом 17 – началом 18 века. Учитывая солидный возраст деревянной фигуры, ее сохранность можно считать отличной, даже несмотря на некоторые утраты.

Фигура создана народными мастерами, о чем свидетельствует метод обработки пьедестала, а также определённая свобода в интерпретации буддийской иконографии. Скульптура отражает стиль мастеров Северного Таиланда (Королевство Ланна), в чьем творчестве заметно влияние тибетских скульпторов. Каждая эпоха и каждая страна, куда проник буддизм, давала свои варианты «признаков совершенства», дополняла канон новыми сочетаниями мудр и асан, придавала изображениям этнические особенности.

Будда Шакьямуни представлен в соответствии с признаками просветленного существа: на его голове характерный пучок ушниша, на лбу – урна (символ духовного видения всех бед), вытянутые мочки ушей. Учитель восседает на пьедестале со скрещенными ногами в алмазной позе (ваджрасана). Монашеская одежда Будды плотно облегает тело.

Сохранилось весьма ограниченное количество тайских буддийских скульптур этого периода. Данное уникальное скульптурное изображение Шакьямуни имеет несомненное музейное значение.

Comments


bottom of page