• Мареев О.М.

Художественный фарфор второй половины ХХ века

Авторская ваза «Гортензии»



Мастер: Имаэмон XIII (род. 1926).

Япония, 1960-1980-е годы.

Фарфор, подглазурная роспись кобальтом, надглазурная роспись эмалевидными красками.

Высота: 26 см.


Фарфоровый черепок исключительной белизны декорирован большим букетом гортензии, расположенным на одной стороне вазы, часть поверхности оставлена не декорированной, что отражает традиционный японский живописный приём «пустого пространства» (ма), передающего безграничную глубину природы и подчёркивающего красоту декора.


Внутри кольцевой ножки - подпись, свидетельствующая об авторстве Имаэмона XIII. В 1989 году мастер получил звание «Живого национального достояния Японии».



Имаэмон XIII принадлежит династии мастеров, работавших в регионе Арита с XVII века в мастерских, принадлежавших княжескому дому Набэсима. Подобный вид декора получил название иро-набэсима, то есть «изделия Набэсима с полихромной росписью». Известно, что изделия Набэсима (в отличие от других мастерских региона) не предназначались на экспорт и создавались в небольших количествах для княжеского двора и подношений внутри страны – императорскому дому в Киото, ставке сёгуна в Эдо, монастырям и другим княжеским домам. Это позволяло сохранять исключительное качество как самого фарфора, так и его декора.


Ваза «Гортензии» является примером преемственности традиций внутри семейных фарфоровых мастерских Японии, демонстрируя традиционность техники создания произведений и поиски нового выразительного языка в современных работах.






Работа выполнена на высоком техническом и художественном уровне, имеет коллекционную и музейную ценность.