• sbelin

УДИВИТЕЛЬНАЯ ПО КРАСОТЕ

ЯПОНСКАЯ ВАЗА


Ваза «Гранаты»

Мастер: Кояма Кихэй.

Япония, вторая половина ХХ века.

Фарфор, глазурь, надглазурная роспись.

Высота: 23,5 см.


В галерее «Евразия» имеется богатый выбор авторского японского фарфора. Гордостью коллекции является современная работа японского художника-фарфориста Кояма Кихэй (1930 г/р). Это ваза с шаровидным туловом, плавно переходящим в широкое горло; на низкой кольцевой ножке. Форма нехарактерна для японского традиционного искусства, но гармонична и сбалансирована. На поверхности вазы тёмным кобальтом изображены плоды граната в светлых квадратных картушах на тёмном фоне, декор нанесён по трафарету. Поверх этих мотивов вся поверхность вазы покрыта полупрозрачной бирюзовой глазурью.

Мотив гранатов редок в японском изобразительном репертуаре, хотя на тканях и керамике иногда встречаются сильно стилизованные изображения этого плода. Мотив имеет ближневосточное происхождение и появился в Японии благодаря влиянию Китая и, опосредованно, Ближнего Востока. В Китае гранат считался символом богатства и – из-за большого количества семян в единой кожуре – пожеланием большого и дружного семейства. Цвет глазури также отсылает к образцам керамики Центральной Азии, Ирана и других стран Ближневосточного региона: бирюзовый цвет почитался там как цвет неба, а сама бирюза была символом познания истины, духовного совершенствования и воинской добродетели.

Мотив граната и бирюзовый цвет приходят в декоративно-прикладное искусство Китая благодаря торговым связям Великого шёлкового пути в IX-X вв., в Японии интерес к этим ближневосточным мотивам появляется значительно позже, в художественных эмалях и фарфоре второй половины XIX в.

Авторская марка на изделии, подписи на томобако и справка о мастере, помещённая в томобако, позволяют безошибочно отнести это изделие к произведениям Коямы Кихэя (род. 1930). Мастер родился в префектуре Айти и в 1956 году окончил курс обучения в Городском университете искусств Киото. Его учителями были выдающиеся керамисты ХХ века Томимото Кенкити и Кондо Юдзо, у которых он перенял интерес к современным формам и новым интерпретациям национальных традиций. В 1953 году работа Коямы Кихэя была впервые отмечена наградой на Киотской выставке искусств и ремёсел и выставке Ассоциации новых ремёсел. Постоянно выставляя свои работы на японских выставках, мастер стал членом объединения Новой ассоциации ремёсел и постоянным экспонентом на выставках современного японского керамического искусства. В 1957 и 1960 годах его работы были отмечены первыми премиями. С 1956 года, когда он вышел на пенсию с должности профессора Киотского городского университета искусств, он продолжил обучать молодое поколение.

Кояма Кихэй в полной мере использует самые разные техники, такие как инкрустация, роспись по трафарету, ручная полихромная роспись, а его серия работ с использованием «персидской голубой» глазури стала уникальным явлением в современном художественном фарфоре Японии. Образцы из этой серии его работ широко представлены японскими музеями и аукционами.