top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Традиционный элемент интерьера



Композиция из пары львов шицзы, появившаяся недавно в галерее, является традиционным декоративным элементом Дальневосточного интерьера и представляет продукцию мастерских Китая конца XIX – начала ХХ веков. Фигуры высотой 29 см. целиком, без основания постаментов, покрыты глазурью сине-бирюзового цвета, глаза зверей выделены высоким рельефом и чёрной эмалевидной краской. Парные фигуры развёрнуты друг к другу: правый лев сидит, придерживая левой лапой сидящего у его ног львёнка, левый лев приподнятой лапой опирается на шар со сквозным орнаментом и лентами. Оба существа изображены с приоткрытыми пастями, гривой, спускающейся по спине в виде коротких локонов, поднятыми хвостами в форме огненных или облачных вихрей. Скульптуры не имеют марок и подписей, что характерно для работ небольших мастерских конца эпохи правления династии Цин (1644–1911).

        По цвету и характеру глазурования эти фигуры относятся к группе так называемых «монохромов», то есть изделий, покрытых преимущественно глазурью одного цвета. История изделий с монохромными глазурями восходит к эпохе Тан (618–907), когда цвета глазурей подражали полудрагоценным камням (нефриту, лазуриту, яшмам разных оттенков) и заменяли дорогостоящие каменные изделия на буддийских алтарях и в придворной среде. Второй расцвет монохромов приходится на правление императора Юнчженя (1723–1736), когда придворные и провинциальные мастерские ориентировались на прославленные изделия эпохи Тан. Вазы, курильницы и мелкая пластика c глазурями зелёного, синего и красного цветов вошли в репертуар всех мастерских Китая и к XIX в. составили значительную часть их продукции.

Представление о льве, или паре львов, как охранниках престола Будды, зародилось ещё в Индии. В III в. при распространении буддизма в Китае, лев в искусстве постепенно принял фантастический облик полульва – полусобаки. Изображения этих существ фланкируют вход в буддийские храмы, шицзы можно часто встретить в интерьере и на предметах мебели и росписи ширм, так как они имеют охранительную символику. Один из львов является репрезентацией мужского начала ян, он изображается с «волшебной жемчужиной» – орнаментированным мячом или шаром, окружённым языками пламени или лентами. По верованиям, эта драгоценность способна исполнять желания и наделяет владельца сверхъестественными способностями. Другой лев представляет женское начало инь и изображается с детёнышем. Взаимодействие двух этих начал в китайской натурфилософии является основой мировой энергии ци, являющейся главным движительным началом Вселенной. Пара львов не только охраняют пространство, но и придают ему гармонию равновесия, способствуют процветанию дома.


Comments


bottom of page