top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

«Ториавасэ»


 

Скульптурная группа «Петушиный бой»

Япония, середина ХХ в. (эпоха Сёва (1926-1989))

Длина композиции: 74 см. Высота: 34 см.

  

Композиция выполнена из медного сплава тёмно-коричневого цвета (бронза) методом литья с последующим сложным художественным патинированием. Методом химической протравки отдельных участков фигур петухов по трафарету нанесён сложный линеарный рисунок оперения, более светлые полосы на фоне тёмного сплава создают прихотливый орнаментальный узор. Такая обработка поверхности придаёт группе живописность и подчёркивает динамику сцены боя. Глаза птиц выделены позолотой.

Петушиные бои в Японии имеют древнюю историю и связаны не только с азартным досугом, но, первоначально, с сакральными и мистическими практиками - они использовались для гаданий. Петух в японской мифологии и символическом языке – птица, имеющая безусловно положительную окраску, символ солнца, победы, а также мужского начала. В Синто (древней традиционной религиозной системе Японии) петух – это магическая птица, которая призывает солнце, отгоняет злых духов и несчастье и возвещает возрождение жизни. Он связан с мифом о возвращении из заточения солнечной богини Аматэрасу-о-миками: оскорбившись на недостойное поведение своего брата Сусаноо (бога бурь и ветров), Аматэрасу удалилась в Небесный грот, лишив землю света, тепла и жизни. Другие боги Японии, собравшись у грота, предлагали разные способы выманить затворницу, одним из таких волшебных способов стало пение петуха, взлетевшего на насест.

Гадания на петушиных боях были популярны среди знати при императорском дворе в период Хэйан (794 – 1185) и назывались «ториавасэ». Они проводились строго в определённое время – третьего марта (по лунному календарю). Петух–победитель ритуальной схватки считался воплощением птицы, вызволившей богиню из грота, в дальнейшем содержался в доме или в храме с почётом и служил оберегом для семейства или храмовых паломников.

Со временем забаву аристократов переняли обычные люди. В период Эдо (1603 – 1686) после ввезения в страну тайского боевого петуха (сямо) петушиные бои в Японии распространились еще больше. Горожане проводили бои на ярмарках, во время сезонных фестивалей и календарных праздников. В среде самураев эта забава считалась вдохновляющей на подвиги, воплощавшей воинский дух и храбрость.


Comentarios


bottom of page