top of page
  • Oleg Mareev

«Токио. город, который сногсшибёт»

Япония глазами гайдзина, часть 7 (послесловие)

Финальный текст всегда обязывающий, ведь в конце детектива все встает на свои места. Каждое слово становится важным и мы узнаем, что убийцей был, таки, садовник )) а вот это протяжное: «Ну конееееечно! Как же я сразу не догадался?!» - именно то, к чему стремится каждый автор.


В ответ на мои "записки гадзина" один из друзей заметил: «Много любви к Японии» дорогу друг, наверное Ты прав. В гамме чувств, которую я испытываю к этой стране, любовь занимает центральное положение. Точнее - восхищение, которое может быть интерпретировано как одно из проявлений любви. Это такое упрощение, конечно. Мои чувства не абсолютны, но бывая здесь, я ощущаю где-то в диафрагме уютное тепло, которое возникает во время событий, ради которых мы живем. Такие поездки дарят нашей душе новые смыслы для того, чтобы любить а нашему телу - энергию, чтобы двигаться дальше. Повторюсь, все мои выводы - субъективны и я не призываю их экстраполировать на себя. Это как, знаете, классический спор путешественников. Кому-то Венеция пахнет рыбой, а кому-то -вечностью.

Япония уникальна и останется уникальной еще долго. В ней заложен такой запас самости, непокорности и внутреннего сопротивления, что даже если на улицах начнут бесплатно раздавать плесневелые плоды глобализации - Макдональдс, Кока-Колу, джинсы, и песни безголосых американских рэперов - японцы посмотрят на это все секунд десять, молча закроют двери своих домов, наденут кимоно и начнут стругать свои волшебные суси. Когда-то я разговаривал с моим товарищем, студентом Токийского Университета искусств и он предостерег меня от тотального восхищения Японией, ибо изнутри страна, разумеется, выглядит и чувствуется иначе. Ведь когда мы смотрим из зала, как на сцене легко и непринужденно порхает балерина, мы не задумываемся о том, сколько лет было потрачено на то, чтобы отточить до совершенства танцевальную технику и насколько тяжело ей дышать в этом корсете (а еще ей по ночам снятся эклеры) Да, безусловно, я понимаю, что мой взгляд на страну поверхностен и очки мои розовЫ. (можно такую форму использовать? Да наплевать. Пусть будет мой окказионализм)

Помните? - «увидеть Париж и умереть» Пардо муа, дорогие жители пятой республики и прочие круассанофилы. Ради Парижа умирать не хочу и не собираюсь. Но Япония в этот раз особенно меня пробила. Сейчас, когда каждое путешествие - как десерт, хочется прочувствовать его во всех проявлениях. Помните, у Распутина: «По капельке, по глоточку». Два года пандемии и, в накат, еще и нынешняя ситуация - все это, конечно, ни в коей мере не способствует расширению пилигримных впечатлений. Тем ценнее этот свежий, морской воздух, которым я успел надышаться за эти дни.

«Олег Михайлович, - как бы сказал, с улыбкой, мой руководитель, - не пора ли переходить к делу?» Да, прошу прощения, вступление затянулось.



В самом начале поездки, в кабине лифта знаменитого парка Уэно мне попалась табличка со схематичным изображением человека, приложившего палец к губам. Текст на японском и английском гласил: «Воздержитесь от разговоров в лифте», а адаптированный перевод мог бы звучать гораздо энергичнее: «В лифте не трындеть!» Япония - это страна корректного взаимодействия, вся эта наша «социальная дистанция» - давно придумана и реализована там. Здесь никто ни к кому вообще не приближается. я вдруг подумал, что за две недели никому не пожал руку. Здесь просто не жмут руки. Не трогают чужие ладони. Тактильное взаимодействие минимизировано до максимума.

Здесь настолько пекутся о чужом комфорте - интересно врачи до пациентов вообще дотрагиваются? Или также - ограничиваются визуальным осмотром из соседней комнаты? Нет, ок, конечно, в метро в час пик не до сантиментов, но стоит лишь выйти из битком набитого вагона - сразу же - «да здравствует дистанция!»

И вот за это «в лифте не трындеть» - я, в том числе, и восхищаюсь Японией. За то, что я не слышу голоса. Япония - страна включенная на середину громкости. Здесь наверное даже в караоке люди поют вполголоса. И за это тоже Японии - очередной лайк.

Да, я люблю Японию еще и за то, что каждый предмет в пространстве находится здесь не просто так, а его поместили, подумав о контексте его местоположения. Будут ли брать эту вещь, или она будет лежать здесь без движения? Если будут, то как ее будет удобнее приподнять? Как она гармонирует по форме и цвету с другими предметами и нужна ли она вообще в данной конкретной точке пространства.

Вероятно, тепло в моей диафрагме заставляет воспринимать реальность через очки, которые сегодня особенно розовЫ, но я убежден, что огромное количество японцев живут именно так. Пытаясь найти гармонию в себе, своей жизни и в вещном мире, окружающем нас.



Только что в аэропорту мне попался плакат таможни, предупреждающем о запрете ввоза на территорию страны любого вида мяса. (Так что если Вы собрались в путешествие с рулькой и двумя палками сервелата, безопаснее оставить их дома) Казалось бы - абсолютно формальный информационный плакат, призванный напугать и сурово проинформировать. Но боже мой как он точен по композиции, цвету, деталям, выбранным шрифтам! Да простят меня современные художники, но, подчас, половина Вашего творчества не стоит плаката таможни Японии про говядину. Каждый из нас в детстве рисовал, у каждого из нас были цветные карандаши, акварель, но со временем мы стали офисными клерками и палитра цвета нашей жизни съежилась до нескольких глухих оттенков. Но ведь секрет в том, что можно чувствовать эстетику во всем, в самых обычных делах. Не забуду, как в одну из прошлый поездок, спускаясь на завтрак я каждый раз видел столовые приборы, выложенные лесенкой. Это было удивительно. И однажды я увидел пожилую японку, которая выкладывает ложки, чередуя их с мисками, привнося эстетику в простую и практичную задачу. Едва ли ей за это доплачивают. Но она делает мир, на мгновение, чуть красивее. Много лет назад в интервью я услышал, как владелец японского кафе произнесла фразу, которая для меня является гимном и призывом одновременно. «я делаю суси, потому что хочу, чтобы людям было вкусно» Мне кажется та японка с ложками как-то по-своему, по-японски, формулирует у себя в голове что-то подобное. Ведь это так просто. Не швырнуть, комком, на пол, а расправить и положить. Кучи, комки - это же хаос. И он, вероятно, на генетическом уровне, порождает сопротивление в душе японца. Вот почему глобализация разобьется, как волна о скалу, о внутренний стержень японской нации. Живущие на узкой полоске суши, раздробленной на множество островов, терзаемой землетрясениями и цунами. Они, с каменными лицами, идут вперед. Туда, куда шли их предки и куда они просто не могут не пойти. Да, я люблю и восхищаюсь этой страной и этими людьми. Потому что то, чем можно восхищаться, сделано их талантом, упорством и вдохновением.

Понимаю, что сейчас Япония- «не дружественная страна» и восхищаться врагами, наверное, не стоило бы, но в какой-нибудь Гане я не был а на Кубу и не собираюсь. Так что пишу то, что чувствую. Так получается искренне.

Считаю себя патриотом России но не вижу противоречия в том, чтобы любить свою Родину и при этом видеть пример для подражания в других точках на карте. Пусть даже и не дружественных, в данный момент.

Что еще? Так много впечатлений, столько вспышек-образов….листаю галерею фото в телефоне. Лица, линии, цвета, вкусы. Все яркое, контрастное, словно кто-то выкрутил все настройки на максимум. Извини, дорогой товарищ Париж, но твоя элегичность и самодовольство (ведь тебя десятилетиями называют самым романтичным городом мира) не идет ни в какое сравнение с Токио. Бульвары, ОперА, латинский квартал, Ситэ. Триумфальная арка и Вандом. Давно не был, да, было бы интересно увидеть все это снова. Изменился мир, поменялся я. Каким я увижу его снова? Узнает ли меня усатый официант в кафе «Норд» напротив Северного вокзала, который каждое утро приносил мне на завтрак пышный омлет с горчицей. Но даже если узнает - что он спросит у меня? Максимум: «Как дела? Сколько лет вы у нас не были?» А потом, вне зависимости от моих ответов, уточнит: «что будете заказывать?» Эти вспышки-образы живут с нами, следуют за спиной, как тени, всю нашу жизнь. Что сохраню я в памяти, в моей диафрагме, от этой поездки? Галюциногенный музей кислотной бабуськи? Вкуснейшего в моей жизни угря (кто не пробовал - прошу прощения, рассказать не смогу, ведь для описании этого блюда используются лишь одни протяжные местоимения: Оооооо! Ммммм! - словно я не просто обедал угрем, а мы с ним стали близки). Также запомнится вывод, что в Азию нужно ездить со своей складной вилкой за голенищем, а еще я сохраню в памяти взгляд бронзовых богов, которым полторы тысячи лет.



В нашем любимом зале Национального музея Японии выставлена орда скульптур, датируемых седьмым веком нашей эры. Когда огибаешь эти изваяния, по спине бегут отчетливые мурашки, словно эти существа хоть и дремлют, но, вполглаза, всегда наблюдают за тобой. Дорогая Кусама, етиш твою мать. Ты вообще слышала о существовании настоящего искусства? Прогугли, пожалуйста...


Цвет Токио - пронзительно голубой. Как небо. Особенно красив этот город, когда его пронизывают закатные лучи - сходное ощущение испытываешь в Нью-Йорке и в Лиссабоне, который на закате становится просто золотым.

Еще подумалось - Японская культура - непрерывная цепь, в которой каждое следующее звено, являясь частью целого, продолжая традиции, трансформирует и дополняет их. Когда мы говорим - «традиционный японский дом» - каждый из нас сразу понимает о чем идет речь. Минимализм, циновки, каллиграфия на стенах, икебана. А если сказать «традиционный русский дом» - что это? Допетровская изба? Усадьба 19 века? Сталинский ампир? Хрущевка? Наша цепь раздроблена много раз и те скрепы, которые мы так болезненно пытаемся нащупать - это как раз попытка найти чем соединить распавшиеся и утраченные звенья нашей родовой цепи. Потому японцы и воспринимаются такой монолитной нацией. Им не нужно искать скрепы. Они их чувствуют каждый день. В своей культуре, искусстве, в любовании сакурой, в Фудзияме. Мы ходим смотреть на мумию, лежащую на главной площади страны, а они любуются цветением сакуры. Улавливаете разницу?

Конечно, у них не все идеально. Например ходят они очень медленно, семенят и косолапят. Сначала это бесит ужасно, но затем втягиваешься в этот ритм и уже не замечаешь, что становится привычным кланяться и не бежать, как мы привыкли, а семенить, потихонечку, в человеческой реке, заполняющей токийские улицы в золотых лучах закатного солнца. Вообще-то это страна Восходящего солнца, а мне почему-то ближе его нисходящее положение. Может быть потому, что утром я еще сплю?


За десять дней 2 (два!!!!) раза слышал сигнал клаксона. Эта функция словно отключена в Японии. Почему? Никто не торопится? На дороге не возникает сложных ситуаций? Торопятся. Возникают. Просто они в каком-то своем ритме существуют. Живут вполголоса. Семенят без стресса. Как бы этому научиться? Как бы научиться сохранять диафрагму теплой всегда, а не только после таких поездок? Как бы забыть о существовании в лифте кнопок: «закрыть двери» и «открыть двери» - японские лифты ужасно медленные и вот эти несколько секунд, пока женский голос что-то там нежно лепечет, но двери не закрываются - почему-то кажутся вечностью. Как бы научиться в жизни делать меньше хаотичных куч и организовывать больше аккуратных стопочек? Всему этому учит нас Япония.


Пытался вспомнить (по просьбе настырных читателей из Стр.) свои первые впечатления от Японии. Мне кажется первый раз она просто сногсшибает.

К Японии просто невозможно быть готовым. Это харакири-страна. Это образы, которые будут нам еще долго сниться и вкусы, о которых еще дольше будут скулить наши вкусовые сосочки.


И, кстати, одновременно, при всей их футуристичности - это кеш-кантри - везде ходит очень много наличности. И в данном контексте очень - это значит ОЧЕНЬ. Причем много монет. У Вас кошелечек для монеток есть? А в Японии он просто необходим.


Она странная, правда. Но сногсшибательная.

Нужно же какое-то написать резюме. А можно я обойдусь без резюме в этот раз? Как говорила нам одна знаменитая немка - «один из плюсов нашей профессии в том, что мы можем придумать причины для поездок, хотя на самом деле нам просто нравится путешествовать» Просто как можно дольше пронесу в диафрагме это тепло и приеду в Японию в следующем году снова.


Спасибо Тебе, Япония, за эти незабываемые дни!

Моя диафрагма наполнена теплом и светом.

Меньше хаоса, больше гармонии.

И дальше - день за днем.


Ваш ОМ.

bottom of page