• Мареев О.М.

ТАКОГО ОКИМОНО В ГАЛЕРЕЕ «ЕВРАЗИЯ» НИКОГДА НЕ БЫЛО



Авторское окимоно «Божественный карп»

Ота Рёхэй (太田良平1913-1997)

Япония, вторая половина ХХ века.

Сплав на основе меди (бронза).

Длина: 59см; Высота: 17 см; Ширина: 16 см.


Необычное окимоно (декоративная скульптура) пополнило коллекцию галереи «Евразия». Фигура японского карпа, стоящего на четырёх плавниках, выполнена из тёмного бронзового сплава с серовато-зелёной патиной, неравномерно покрывающей тело рыбы. Особенности строения карпа переданы лаконично и обобщённо, без мелкой детализации. В то же время моделировка формы отличается элегантной сдержанностью и красотой линий.

В Древнем Китае и Японии карп почитался за силу и мужество, так как эта рыба способна идти вверх по течению и преодолевать бурные пороги. По легендам, карп, поднявшийся вверх по водопаду, превращается в дракона – повелителя водной стихии. В Японии эта рыба стала символом мужского начала, её изображениями часто декорировали оружие, доспехи, шлемы и конскую упряжь. В День мальчиков, традиционно праздновавшийся в пятый день пятого лунного месяца (сейчас фиксировано – 5 мая), дома, в которых были мальчики, украшались флагами и фонарями в виде карпов, в небо запускали змеев в форме этой рыбы.

Помимо томобако с авторским названием скульптуры-окимоно как «Божественный карп», к произведению прилагается каллиграфический лист создателя окимоно Ота Рёхэй: на листе японской бумаги васи, укреплённом на картонном планшете, повторено название – «Божественный карп», в левой части – имя мастера (Ота Рёхэй) и печать красной тушью со стилизованными иероглифами, подтверждающая подпись.

Ота Рёхэй – выдающийся мастер художественного металла, родился в префектуре Фукусима, получил художественное образование в Токио и с 1936 года начал выставлять свои работы, выполненные в традиционном стиле, на выставке Бунтэн, организованной Японской академией художеств в 1907 г. После реорганизации Академии художеств, мастер продолжил выставочную деятельность на площадке Ниттэн, где постоянно удостаивался высоких наград. После смерти мастера его работы продолжают выставляться в крупнейших музеях Японии, США и Европы.

Мотив карпа относится к излюбленным в творчестве Ота Рёхэй, при этом каждое произведение уникально и обладает высокими художественными достоинствами. Представленная декоративная скульптура представляет высокую художественную ценность и имеет несомненное коллекционное и музейное значение.


Недавние посты

Смотреть все