Галерея "Евразия"
Сумоисты Ямагути Иносаку

Известный японский мастер Ямагути Иносаку начал карьеру как буддийский скульптор, однако позднее переключился на резьбу по дереву и учился у Сина Найто, старшего ученика Такамуры Коуна, основателя современной скульптурной школы Японии и профессора Токийской художественной школы. Ямагути является автором нескольких значительных монументов, посвящённых историческим деятелям Японии, а также серий мелкой пластики, в которых особо выделяются работы, посвящённые борцам сумо. В 1969 году Ямагути Иносаку был награждён «Медалью с жёлтой лентой»: эта медаль предназначена для награждения частных лиц, чьё усердие и упорство при выполнении своих профессиональных обязанностей сделало их публичными образцами для подражания. Одна из работ мастера, воспоизводящая схватку сумоистов, была выполнена из бронзы в 1966 году, ее высота 28см.
На плоской многоугольной подставке стоят два борца сумо, анатомия их мощных тел передана условно, группы напряжённых мышц показаны гранями и плоскостями, сохраняющими смелый и обобщённый характер лепки глиняной модели или традициями деревянной резьбы иттобори – с использованием топора или ножа, с грубыми, немного угловатыми и геометризированными формами. Эта грубая обработка поверхностей прекрасно передаёт напряжение и динамику поединка, с особой выразительностью подчёркивает сверхъестественную силу сумоистов.
Борьба сумо появилась в Японии как храмовое действо около VIII в. Первое письменное упоминание о сумо встречается в анналах «Кодзики» («Записях древних дел»), книге, датированной 712 годом, являющейся древнейшей дошедшей до нас японской летописью и старейшим источником японской письменности. Согласно приведённой там легенде, 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. Сумо было важным ритуалом императорского двора. Представители всех провинций должны были участвовать в соревновании при дворе. Связь этой борьбы с сакральными традициями особенно очевидна в ритуалах очищения арены солью перед началом схватки, обрядовой стороной приветствия поединщиков и ролью рефери. Однако к XVII веку появляются простонародные формы сумо, обеспечивавшие горожан зрелищными представлениями. Тем не менее, сумоисты всегда считались носителями благих сил, часто приглашались на свадьбы и другие празднества как почётные гости, обеспечивавшие благоволение богов. В ХХ в. сумо стало расцениваться как национальная традиция противоборства, вид спорта и зрелищное мероприятие, а сумоисты сохранили позицию уважаемых и высокочтимых героев национальной культуры.