• Галерея "Евразия"

«Сон в красном тереме»



Ваза «Сон в красном тереме»

Китай, 1920–1940 -ее гг. (период Гоминьдан)

Фарфор, глазурь; надглазурная роспись, позолота.

Высота: 31 см.


Ваза выполнена в традиционном стиле работ «розового семейства». Фарфор имеет слегка бугристую фактуру и покрыт прозрачной глазурью.В четырёх крупных картушах расположены многофигурные композиции с разнообразными сюжетами. Фоном для картушей является узор из пионовых цветов и побегов. На плечиках вазы помещены два фигурных картуша с пейзажными зарисовками в стиле «горы и воды». С двух сторон симметрично расположены декоративные рельефные ручки в форме стилизованных бабочек. Краски росписи неяркие, но гармонично сочетающиеся, их наложение разной плотностью позволяет передать объём и тональные градации в костюмах героев и в изображении пейзажей. Детали костюмов и, особенно, лица людей написаны чрезвычайно тонко, с передачей возрастных особенностей и характерных черт.

Роспись вазы соотносится с самым знаменитым китайским романом «Сон в красном тереме» Цао Сюэцинь (1724–1764) - захватывающей сагой о трех поколениях большой аристократической семьи Цзя. В период Гоминьдан (1928–1949) интерес к классической литературе Китая был чрезвычайно высок, так как правительство придерживалось традиционализма в культурной политике. Также в этот период начинается восстановление китайского фарфорового производства. Для некоторых центров фарфорового производства Китая того времени характерен эклектизм, сочетание традиционных декоративных приёмов старых китайских мастерских, фарфора Японии, в то время высоко ценившегося и в Китае, и отчасти – западных влияний. Сложная композиция декора, сочетание фигуративной живописи с пейзажными медальонами демонстрирует поиски нового художественного языка в оформлении фарфора первой половины ХХ в.


Ваза «Сон в красном тереме» обладает художественной оригинальностью, имеет коллекционное и музейное значение.