• Галерея "Евразия"

Сацума, Дзюкан саку



Кувшин с изображением дракона


Япония, период Мэйдзи (1868-1912).

Фарфор, глазурь, роспись железной красной, эмалями и золотом.

Высота 29, 5 см

Марка: Сацума, Дзюкан саку.


Классическая строгая форма сосуда дополнена скульптурной, полной динамики фигурой дракона. Его мощные передние лапы опираются на широкое оплечье, голова на высоко поднятой шее образует носик, тело свилось кольцом вокруг горла, а хвост формирует петлевидную ручку. Съемная полусферическая крышечка сосуда имеет шаровидное навершие, воспроизводящее «пламенеющую жемчужину».

В композицию введена надпись золотом, она свидетельствует о том, что произведение выполнено мастером Тин Дзюканом XII (1835-1906), работавшим в Кагосиме и владевшим одной из самых известных мастерских. Их продукция создавалась в стиле сацума, для которого характерны изысканный оттенок глазури цвета старой слоновой кости, дополненной росписью эмалями и железными красками, и активное введение золота.

Кремовая глазурь, благодаря тончайшей паутине кракле, придает поверхности кувшина особую воздушность и переливчатость. На этом фоне с необычайным тактом и деликатностью выстроена колористическая гамма, основанная на сочетании светлого золота, железной черной, лишь слегка оживленных белой, розовой и зеленой эмалями. Особая роль в создании колористического многообразия принадлежит способу нанесения краски – плотные корпусные мазки сочетаются с тонкими, почти прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает глазурь, создавая сложные цветовые оттенки. Декоративное начало росписи усилено разнообразным введением позолоты. Мастер виртуозно использует драгоценный материал в виде инкрустации золотой фольгой (кириганэ) или в виде тонких золотых контуров, подчеркивающих выпуклые изобразительные фрагменты и создающих их цветовую вибрацию. Особым эффектом отличается прием, называемый «золото по золоту», при котором поверх основного фона послойно наносится легкий золотой рельеф (техника морикин).

После открытия Японии в конце 19 столетия, когда закончилась двухсотлетняя изоляция, произведения Сацума, в том числе, вышедшие из мастерской Тин Дзюкана, были показаны на международных выставках в Париже, Нью-Йорке, Филадельфии, где имели ошеломляющий успех. В парадных гостиных и библиотеках особняков знати нередко можно было увидеть сияющие золотом вазы в стиле сацума, создававшие атмосферу роскоши.


Кувшин выполнен на высоком художественном уровне и имеет музейное значение.