top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Самураи в нашей галерее ч.6

Гербы на фигурах из коллекции самураев

На всех скульптурах самураев в коллекции галереи «Евразия» мы видим камоны. Родовые гербы японской военной аристократии (камон) - непременный атрибут декора костюма, доспехов и предметов вооружения, который служил знаком принадлежности к клану, вассальной зависимости, и знаком различия на поле боя. Гербы были обязательным элементом костюма и располагались на праздничных кимоно, доспехах, военных куртках и широких штанах хакама, на шлемах и головных повязках, а также на предметах вооружения как самих военных феодалов, так и их вассалов. Они служили знаками отличия от других кланов, опознавательными знаками во время ведения военных действий.


В большое число гербов входил бамбук, так как считался символом воли и несгибаемого мужества перед лицом опасности и невзгод: образ бамбука, гнущегося, но не ломающегося даже под снегом, был частью триады «три друга холодной зимы». Мотивы бамбука и герб «колесо повозки», традиционный для нескольких самурайских семейств и имеющий длительную историю, украшают скульптуру лучника в коллекции галереи.

Интересный комон из четырёх ромбов семьи Окуяма, потомков знаменитого клана Гэндзи (также называемого Минамото) можно видеть на фигуре самурая с алебардой. Этот клан был прославлен в знаменитом романе периода Хэйан (IX – XI вв.) «Гэндзи Моногатари», написанном придворной дамой Мурасаки Сикибу. Военно-феодальный дом Минамото добился власти, установив в 1185 г. первый сёгунат (систему военного управления страной), получивший в японской историографии название сёгунат Минамото или период Камакура (1185 – 1333) по названию города-ставки клана.

Изображения птиц с поднятыми кругом крыльями (фениксов, журавлей), и разных вариаций графического начертания Великого предела – геральдика времён основного противостояния феодальных кланов в XVI-XVII веках. Они представлены на самурае с поднятым над головой мечом-катана.

«Скрещённые перья сокола», также средневековый комон, украшает фигуру самурая с мечом мастера Ходани.





На этой же фигуре можно видеть так называемые «две запятые», соединённые в круг, подобно традиционному даосскому символу Великого предела, то есть разделения изначально целостного мироздания на противоположные силы (инь – тёмная, женская, мягкая, и ян – светлая, мужская, твёрдая). Взаимодействие этих сил, по представлениям Древнего Китая и даосизма, проникшего в Японию, рождает гармоничную энергию ки, пронизывающую Вселенную.

На некоторых фигурах представлены сразу несколько гербов. Во время самурайского правления страной, камон были исключительной собственностью военных домов, совмещение нескольких гербов было редким явлением даже при слиянии военных кланов. Однако после реформ Мэйдзи (1868 г.) и расформирования военно-феодального сословия эти знаки стали использоваться как светские, как логотипы торговых предприятий крупных фирм и как выразительный декоративный элемент в прикладном искусстве и мелкой пластике, отсылающий к историческим эпохам периодов сёгуната.


Comments


bottom of page