top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Самураи в нашей галерее ч.1

Обновлено: 23 авг. 2023 г.



В галерее находится подборка их декоративных фигур (окимоно) самураев, выполненных из патинированной бронзы с подчеркиванием ряда элементов золотом. Скульптуры имеет кабинетный размер, то есть предназначены для интерьера рабочего пространства или гостиной. Данные фигуры - яркий пример художественного японского металла конца XIX века, второй половины эпохи Мэйдзи (1868–1912). С одной стороны – они демонстрирует течения искусства Японии начала ХХ века, с другой – являются своеобразным продолжением группы бронзовых окимоно с изображением «японских типов», создававшихся японскими мастерами, наследниками оружейной традиции, в конце XIX века.

Стилистические и технологические особенности исполнения фигур однозначно относят работы к произведениям мастеров Токио и Йокогамы 1890-х годов. На это время приходится расцвет деятельности самой крупной и известной мастерской художественного металла, создававших мелкую пластику на темы «типов старой Японии» (гейш, самураев, монахов, крестьян и ремесленников). Мастерская Мияо Эйсукэ в Йокогаме, где созданы находящиеся в галерее «Евразия» фигуры самураев с мечом катана, с алебардой и с луком, объединяла большое число талантливых мастеров, некоторые из которых со временем создавали собственные художественные школы, отделяясь от основной.

Большой интерес к истории страны и историческому костюму среди японских художников эпохи Мэйдзи был во многом связан с большом интересом стран Запада к недавно «открывшейся» для них Японии. Несмотря на то, что в эпоху Мэйдзи (1868-1912) сословие самураев было уже упразднено, образ «японского рыцаря» отвечал ожиданиям западных коллекционеров как свидетельство японской истории, романтизированный, но также отвечавший желанию мастеров представить свою страну идеальными героями и образцами высокой нравственности. Подобные окимоно создавались, в основном, на экспорт или для международных выставок. Технические особенности их создания (использование сплавов, позолоты, насечки, гравировки) были продолжением длительной традиции создания декоративных элементов оправы японского меча: накладок на рукояти и ножны, гард (цуба) и др. После запрета на ношение мечей бывшим самураям в начале 1870-х годов многие оружейники нашли применение своему опыту в создании мелкой пластики и декоративных изделий.

Непременным элементом подобных окимоно были деревянные подставки, которые декорировались позолотой или инкрустацией драгоценными металлами в стилистическом единстве с орнаментацией фигур, придавая мелкой пластике особую выразительность и монументальность даже при небольших размерах.

Выразительные и декоративные фигуры круга мастеров Токио и Йокогамы стали предметом коллекционирования уже в конце XIX веке, элементом оформления кабинетов и библиотек и яркими акцентами в западных интерьерах, отражающими стилистику «японизма» конца XIX – начала ХХ века и неослабевающий интерес к культуре и искусству Японии.


Comments


bottom of page