• Галерея "Евразия"

Редчайшая вазочка правления Мао Цзэдуна


Китай, 1955 год.

Фарфор, надглазурная роспись эмалевыми красками

Мастерские: Цзиндэчжэнь

Высота: 16,7 см.

Это изготовленная в 1955 году в прославленных фарфоровых мастерских Цзиндэчжэнь небольшая ваза с круговым изображением зимнего пейзажа является редчайшим образцом датированного фарфора середины 20 века.


На утопленном дне красной краской нанесены пять иероглифов: «Сделано в городе Цзиндэчжэнь». Нижний столбец из 4 цифр и одного иероглифа означает: «1955 год».


Пейзажная живопись эмалевыми красками исполнена на традиционную китайскую тему «воды-горы» (Шань-шуй). Как известно, в жанре «воды-горы» нашло единение эстетических, философских и поэтических представлений китайского народа. Причем этот жанр предполагает изображение величия природы в различных ее модификациях, а изображение человека допускается только таким образом, чтобы оно не доминировало над окружающей природой, а сливалось с ней. Круговая роспись на вазе исполнена под влиянием искусства социалистического реализма, получившего широкую поддержку на начальном этапе становления КНР. В традиционную тему «горы-воды» тут внесены приметы того времени: над небольшим поселением, обнесенном массивной стеной с широкими воротами, развевается красный флаг – символ нового социалистического государства. По мостику, перекинутому через водный поток, к воротам города шествует коллектив то ли рабочих, то ли крестьян. Они направляются туда за новой жизнью. Наивный символизм этой живописи имеет своеобразное очарование.


Художник данного произведения применил интересный приём – стоит лишь немного повернуть вазу вокруг своей оси, как нововведения соцреализма исчезают, и перед нами разворачиваются традиционные картины жанра «воды-горы».


Изделия с социалистической тематикой предназначались, в первую очередь, для подарков от имени партийных функционеров. В общей массе художественных изделий периода 1950-х годов произведений высокого уровня, таких, как изготовленных в знаменитых мастерских Цзиндэчжэнь, было немного. Редкость вазы обусловлена и кратковременностью периода увлечения соцреализмом в Китае.


Ваза имеет высокую коллекционную и музейную значимость.