Галерея "Евразия"
«Праздник в древнем храме»

Роспись: мастер Банко̄дзан
Япония, 1890-1900-e гг.
Керамика, глазурь, надглазурные эмалевидные краски, позолота
Высота: 32 см.
Еще один образец японской керамики в «сацумском силе» в нашей галерее - ваза монументальной балясовидной формы, выполненная из светлой керамической массы и расписанная полихромными эмалевидными красками, плотной рельефной эмалью и щедрой позолотой по прозрачной глазури с мелким кракелюром и рельефу. На тулове мастер изобразил большой храмовый комплекс с множеством построек, вписанный в пейзаж с гигантскими деревьями, цветущей сакурой, потоками воды и пологими горами. Пейзаж решён в традициях декоративных росписей на ширмах, керамике и фарфоре: ландшафт предстаёт как несколько сцен, увиденных под разными ракурсами, сцены разделены «облаками», скрывающими пространство, и россыпью золотых точек. Небольшое количество фона собственно керамического черепка относит роспись к типу «парчовая роспись». Все эти черты характерны для прославленного так называемого «сацумского стиля».
Подтверждением тому служит и помещённый внутри кольцевой ножки геральдический знак камон («крест в круге»), принадлежащий правителям провинции Сацума.

В данном случае герб указывает на место производства керамической вазы, а также является доказательством принадлежности изделия к сацумскому стилю. Ниже в картуше на чёрном фоне золотом помещена надпись из четырёх иероглифов: «Сделал Банкодзан». Надпись на щите при входе в храм также является именем мастера, выполнившего роспись. Включение подписи в композицию, в том числе в архитектурные детали изображённых построек, было распространено в мастерских, работавших в конце XIX – начале ХХ в. для торговли со странами Запада и представлявших свои изделия на международных выставках. Стилистические и технические особенности росписи позволяют предположить, что ваза была создана в мастерских Киото или Осаки – крупных центрах декора сацумской керамики.
Подобные вазы с их повышенной декоративностью и парадным звучанием ярко демонстрируют стилистику японского декоративно-прикладного искусства эпохи Мэйдзи и характерны для 1890-х – 1900-х гг., когда мастера множества керамических центров Японии создавали изделия, не только демонстрирующие виртуозность владения техниками, но и знакомящие западного зрителя с историей, традиционными праздниками, национальными костюмами и жемчужинами архитектуры Японии.