• sbelin

Подарок руководителю

Аллегория «Победа добра над злом»

Японская бронзовая пластика «Поединок»


Скульптурная композиция «Поединок: Слон и тигры»

Подпись: Мунэмицу (宗 光) Япония, эпоха Мэйдзи, (1868-1912 гг)

Бронза, патинирование, кость

Высота: 37 см


Бронзовая скульптурная композиция представляет слона, отражающего нападение двух тигров: слон стоит, вытянув голову и высоко подняв хобот, его фигура показана в динамичном шаге. Один тигр сбит им с лап, слон готов прижать его ногой к земле. Другой хищник вцепился в спину слона и задрал морду. Композиция динамична и выполнена в реалистическом духе. Особенной точностью и наблюдательностью отличается фигура слона: при литье и последующей гравировке прекрасно передана фактура его шкуры, патинирование на ребристой поверхности создаёт убедительные светотеневые эффекты. На фигурах тигров наведением более светлого медного сплава показаны полосы, также выделены глаза хищников.


Использование сплавов разного цвета и добавление кости на бивнях слона придают скульптурной группе выразительность и декоративность.

На внутренней поверхности ноги слона гравировкой нанесена подпись мастера из двух иероглифов: 宗光 ( Мунэмицу).

Подобная подпись встречается на работах из бронзы из частных и государственных собраний Японии.




Очевидно, что мастер принадлежал Токийской художественной школе, в которой с 1880 гг. значительно возрос интерес к реалистической скульптуре европейского стиля, особенно к жанру анималистики, ранее практически не известному в Японии. Отдельное внимание мастера художественного металла уделяли экзотическим животным, которые лишь в конце XIX века стали известны благодаря появлению публичных зоопарков и гастролям западных цирков. Интерес к слонам и тиграм объясняется также и тем, что эти животные были отчасти знакомы японцам благодаря буддийским текстам и религиозным изображениям: в буддизме слон является ездовым животным бодхисаттвы Фугэн (санскр. Самантабхадра), а тигр – бодхисаттвы Мондзю (санскр. Манджушри). В храмовой скульптуре и живописных свитках эти животные изображались по китайским образцам, с большой долей стилизации.




Знакомство с европейским реалистическим стилем скульптуры и живыми животными позволило японским скульпторам разнообразить анималистические сюжеты сценами борьбы животных, сцена борьбы слона и тигров часто появляется в работах Омори Мицумото, Гэнрюсай Сэйа и других художников Токийской художественной школы. К кругу этих мастеров следует отнести и мастера Мунэмицу.







Несмотря на большое количество сходных сюжетов у разных мастеров, каждая композиция является уникальной, так как художники использовали технику литья по восковой модели, при которой модель уничтожалась каждой отливкой.


В интерпретации японских мастеров конца XIX – начала ХХ века сцена борьбы слона и тигров представляла собой поединок добрых и злых сил, где слон – благородное и мудрое животное, олицетворяющее справедливую силу – одолевает агрессивных хищников.


Скульптурная группа Мунэмицу отличается прекрасной сбалансированностью и проработанностью деталей, декоративностью и художественной выразительностью.


Данная работа выполнена на высоком техническом и художественном уровне, имеет несомненную коллекционную и музейную ценность.