top of page
  • Oleg Mareev

ОБМАН


Помните старый анекдот: «-Мучаетесь? -Неа. Наслаждаюсь!»

Япония глазами гайдзина, часть 2

Всемирно известная Кусама Яйои - это я Вам скажу такой ойойой, что нужно рассказать о ее музее немедленно.



Прежде всего, билеты продаются только онлайн и предполагают часовое посещение музея. Для понимания. В музее мы провели шесть минут. Шесть, Карл. Шесть минут на пять этажей. Успели бы и за четыре, но лифт пришлось долго ждать. Это было самое быстрое посещение музея в моей жизни. Да я, блин, зубную пасту дольше выбираю. Дорогие адепты современного искусства, прошу прощения, формат диалога с читателями не предполагает использование ненормативной лексики, однако на фасаде здания на всех языках мира необходимо поместить слово: ОБМАН



Если прогуглить имя Кусамы, в первой же строчке ВЕЗДЕ написано - «…художник, сражающейся со своей болезнью» - сразу же расставляя флажки. По сути, мы имеем дело с монетизацией шизофрении. Ок, хорошо, не совсем шизофрении, но тяжелого психического заболевания. То есть мы априори должны смотреть на ее творчество, сквозь призму ее биографии. Какие тут нафиг «слепые прослушивания» - когда смотришь на ее, с позволения сказать, творчество, очевидно, что человек тяжело болен…


Параллели с творчеством Сальвадора Дали напрашиваются, с той лишь разницей, что Дали был великим художником и талантливым рисовальщиком, заигрывающим с темой безумия, в то время как госпожа Кусама (японская старушка с тяжелым взглядом) - художница по-настоящему больная на голову. Это такие художественные шулера, которые передергивают карты даже не прячась. На входе в музей нам строго говорят- на втором и третьем этаже фотографировать категорически запрещено. Почему? Чтобы мы случайно не скопировали то, что там представлено? Эта мазня, выдающаяся за искусство - что это вообще? Вчера были в Национальном Музее Японии. Линия, цвет, композиция, образ. Гармония, эстетика. Чья-то боль и чья-то радость, запечатленные в бронзе, фарфоре. Изображенные на свитках и гравюрах. Есть такое понятие «шум картины» - когда застываешь, завороженный, не в силах сдвинуться с места. Такое происходит часто в больших музеях с великими произведениями. (Особенно, если вокруг не толпятся и не верещат китайцы обвешанные телефонами) О каком шуме картины может идти речь в музее, наполненном откровенным художественным шлаком? Бездарного поэта называют графоманом. А как назвать бездарного художника, волею судьбы (а точнее - пронырливых менеджеров и кураторов) взобравшегося на пьедестал успешного и модного художника?


Интересно- она уверена, что занимает трон

«самой дорогой художницы современности» по праву?


Вы знаете, я спокойно к ней относился, правда. Но это высокомерие, которым проникнут музей меня просто вывел из себя. Находящийся в «спальном» районе Токио- вокруг - ни единой скамеечки. Ближайшая - в парке, находящемся в 15 минутах ходьбы. Попросились посидеть внутри - ожидая свой «сеанс» посещения и были посланы подальше: «Извините, у нас это не предусмотрено» Фотографировать нельзя, билеты покупай онлайн, не опаздывай. Концлагерь какой-то.



Но извините, было бы на что смотреть! Для посещения Прада или Британского музея я готов идти на какие-то ограничения. Но тут? Целлулоидная, искусственная, глубоко больная, пожилая японская старушка с недобрым и презрительным взглядом. Даже не буду читать никаких статьи про нее. Увольте. Наверняка есть масса академических текстов, рассматривающих «феномен Кусамы» и пытающихся объяснить достопочтимой публике, почему она должна визжать от восторга, при виде всех этих точек. Помните историю, когда Эппл пытался взять патент на форму своих узнаваемых иконок на Айфоне? И в бюро покрутили пальцем у виска- «Вы серьезно хотите взять патент на геометрическую фигуру?» Так же и здесь - словно Кусама взяла патент на разноцветные точки. Словно до нее никто их вообще не использовал. Это какая-то художественная клоунада. Причем не веселая, а агрессивная и болезненная.


Прошу прощения, дорогие адепты современного искусства, (те, для кого Яяййои является настоящей иконой) можете сколько угодно молиться на нее и искать бесконечные смыслы в этих разноцветных точках и намалеванных постерах. Мне с Вами не по пути.

Ваш ОМ.



bottom of page