• Мареев О.М.

НОВОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ ЯПОНСКОГО ФАРФОРА


Авторская ваза «Фламбе»

Фукусима Нобуюки (福嶋昇之, также - Сиро̄ 四郎)

Япония, 20 век, период Сёва (1926-1989).

Фарфор, глазурь «бычья кровь» с эффектом фламбе..

Высота: 22 см.; максимальный диаметр: 25 см.








Ваза представляет оригинальную по художественному замыслу и техническому исполнению авторскую работу японского художественного фарфора.

Внешняя и часть внутренней поверхности вазы покрыта глазурью тёмно-красного цвета, имеющей в западноевропейском искусствоведении название sang de boeuf – «бычья кровь». Такая глазурь распространилась в китайском фарфоре XVIII в., её основным красителем является оксид меди, обжигаемый без доступа кислорода. Вспышки фиолетового, лилового, бледно-сиреневого цветов на поверхности глазури образуются при восстановлении меди или при попадании в глазуровальный состав кристаллов марганца и носят название flambé – фламбе (фр., досл. – «пылающая»). В Японии до конца XIX века подобные изделия не производились. После длительных экспериментов выдающемуся керамисту Макудзу Кодзану (1842–1916) удалось восстановить технологию китайских изделий и ввести рецептуру в репертуар современных ему мастеров.

Глазурь «бычья кровь» с эффектом фламбе является одной из самых сложных в керамическом и фарфоровом производстве. В данном случае сложность увеличивается тем, что всполохи меди сосредоточены во впадинах между долями формы, подчёркивая их выпуклость.

На основании марки мастера, нанесённой в фарфоровой массе внутри кольцевой ножки и информации на коробке томобако представленную вазу можно достоверно отнести к работам Фукусимы Нобуюки середины ХХ века.


Это редчайшее произведение художественного фарфора отличается высоким уровнем технического исполнения, сложностью глазурования, благородством цвета глазури «бычья кровь» и мастерски использованным эффектом фламбе. Оно выполнено на высоком художественном уровне и имеет высокое коллекционное и музейное значение.


Недавние посты

Смотреть все