• Клёнов В.К.

НЕОБЫЧНЫЙ СЮЖЕТ «ЛИЛИЯ И БОГОМОЛ»


Ваза «Лилия и богомол»

Япония, период Тайсё (1912-1926).

Сплав на основе меди, перегородчатая эмаль(юсэн-сиппо), эмаль без перегородок

(мусэн-сиппо).

Мастерские Андо.

Высота: 24,5 см.





Сюжет декора на тулове вазы «Лилия и богомол» явно взят из жанра японской живописи «цветы-птицы», который как отдельное направление оформился в 8 веке. Данную композицию можно отнести к поджанру «сотюга» - «насекомые и растения». В качестве фона художник-эмальер использовал мягкую градацию цветовых оттенков розовой эмали с плавным переходом от более темного к светло-розовому тону (прием бокаси). На этом оригинальном фоне изображена ветка лилии с белым цветком, на котором разместился богомол.

Чтобы оценить данное художественное произведение, следует учесть, что большая часть декора выполнена в сложнейшей технике беспроволочного клуазоне - необыкновенно сложного процесса. Издалека композиция выглядит словно акварель, со сложнейшими тональными переходами и цветовыми размывами.

В Японии, особенно на юге, множество различных сортов лилий растёт в естественных условиях. В пору цветения целые поля лилий заполняют обширные предгорья, производя неизгладимое впечатление. Однако, в японском искусстве изображение лилии появилось только в 20 веке под влиянием стиля Ар-деко, где образ этого цветка был популярным.

В это же время словарь ханакотоба (японский язык цветов) был дополнен и новым значением. Белая лилия, как и цветок белого лотоса, олицетворяет чистоту, непорочность, целомудрие.

Богомол в дальневосточной культуре - символ силы, дерзости и смелости. В 1920-1930-е годы в искусстве Ар-деко нередко изображали это насекомое, известное своим непредсказуемым поведением.

Данная ваза привлекает внимание коллекционеров своим редким, оригинальным сюжетом и высочайшим уровнем исполнения.

Недавние посты

Смотреть все