• Мареев О.М.

Необычная коллекционная японская ваза

из тонкого фарфора с использованием

бесперегородчатой техники эмалирования.


Ваза «Цветы»

Япония, конец 1940 - начало 1950-х годов.

Фарфор, эмаль.

Высота: 23 см.


Вся поверхность изделия (как снаружи, так и внутри) покрыта тонким слоем эмали. Фоном изображения цветов на тулове является эмаль нежно-зелёного цвета; по ней золотом нанесены контуры цветов, листьев и тонких стеблей. Примечательно, что декор выполнен в традициях эмалей «сиппо» (в дословном переводе с японского – «семь драгоценностей»), в технике бесперегородчатой эмали, которая позволяет создавать плавные переходы цветов и большие участки фона, не закреплённого видимыми металлическими перегородками. Традиционно японские эмали сиппо выполняются на основе из металла (медных сплавов или серебра), однако в данном случае основой послужил тонкий фарфор. Сочетание этих материалов подтверждается надписью на коробке томобако данной вазы (коробки для транспортировки и хранения, играющей роль паспорта для изделий японского декоративно-прикладного искусства), а также маркой производственной фирмы, сохранившейся на изделии.


На наклеенной овальной марке синего цвета с золотистым обрамлением сверху указано название фирмы: «Компания Фудзи фарфора и эмалей». В центре - «[Изделие] высшего качества». “Fujiclos China” – серия продукции компании. Таким образом, маркировка производителя указывает на сочетание материалов в этом предмете.


Подобное сочетание фарфора и эмали не уникально в истории японского прикладного искусства. В конце XIX в. было освоено производство изделий перегородчатых эмалей на основе из фарфора в мастерских Сэто, однако трудоёмкость и дороговизна производства заставила мастерские отказаться от этой техники в начале ХХ века.


Фирма «Фудзи» воссоздала технику эмалей по фарфору в середине ХХ века на новом техническом и художественном уровне, использовав тонкий фарфор и бесперегородчатую технику эмалирования.


Работа выполнена на исключительном техническом и художественном уровне, имеет высокую коллекционную и музейную ценность.