Галерея "Евразия"
«Настоящая Сацума»

Авторская ваза «Кабинет собирателя»
Мастер: Дзэдзан (Корэяма)
Япония, провинция Сацума (префектура Кагосима),
середина – вторая половина XIX в. (Эпоха Эдо (1603-1868) - Мэйдзи (1868-1912))
Светлая керамическая масса, глазурь, надглазурные эмалевидные краски, позолота
Высота: 20 см.
На вазе поверх прозрачной глазури с мелким кракелюром плотными эмалевидными красками с позолотой нанесена роспись. На тулове изображены разнообразные керамические и фарфоровые сосуды: вазы, курильницы, чаши, чайники и прямоугольные лотки. Эти предметы с подглазурной росписью кобальтом, селадоны с зелёной глазурью, изделия китайских мастерских Исина, сацумская керамика и фарфор Кутани представляют собой предметы роскоши и вариацию на тему «сокровища кабинета учёного» или «сокровища кабинета собирателя». Одновременно подобная роспись могла выступать косвенной рекламой мастерских провинции, так как их продукция представлена в ней в ряду признанных центров фарфора и керамики Дальнего Востока.
На дне вазы золотой эмалью дано имя мастера: «Дзэдзан» (или «Корэяма») и нанесена подпись: «камон» (родовой герб) дома Симадзу, князей провинции Сацума, наладивших производство керамики в провинции в конце XVI века и владевших мастерскими, обеспечивавшими, в основном, потребности двора и официальные подношения императорскому дому в Киото, а также дому военных правителей сёгунов в Эдо (современном Токио).
Во второй половине XIX в. узнаваемый стиль светлой керамики Сацума с прозрачной кракелированной глазурью и полихромными росписями с позолотой пользовался большой популярностью на Западе, большое количество этих изделий шло на экспорт в Европу. Поэтому сацумский стиль воспроизводился во многих мастерских Японии. Изделия, созданные в оригинальных мастерских, принято называть хон-сацума («подлинная, истинная Сацума»). В стилистике мастерских провинции Сацума большое значение имела демонстрация самого черепка изделия, несплошное заполнение его декором, что можно видеть на данной вазе. Учитывая сравнительно небольшие производственные мощности провинции, изделия хон-сацума являются редкими коллекционными объектами.
Поэтому ваза «Кабинет собирателя», выполненная на высоком художественном и техническом уровне, представляет несомненную коллекционную и музейную ценность.