• Клёнов В.К.

Музейная турецкая керамика в Москве

Выставка турецкой керамики в Музее Востока в Москве возобновила свою работу. В связи с ограничениями, вызванными пандемией, выставка османской керамики, открывшаяся 13 ноября в залах музея на Никитском бульваре, всего через несколько дней оказалась закрытой и замороженной на несколько месяцев- ее второе открытие состоялось только 22 Января. Официальное название выставки звучит поэтично: «Неувядающий сад.Османская керамика 16-19 веков» Подобные выставки турецкой керамики проходят не часто, в этой связи ожидается, что к экспонатам, представленным в нескольких залах музея, проявит значительный интерес публика, интересующаяся восточным искусством. К данной экспозиции Музей Востока подготовил прекрасную книгу: «Турецкая керамика 16-20 веков в собрании ГМВ. Каталог коллекции» Авторами этого научного каталога является М.В.Кулланда, не просто взявшая на себя задачу описать коллекцию, но и поместившая большую аналитическую статью о развитии османской керамики. Отличные фотографии и высокого уровня полиграфия позволяют получить наглядное впечатление и каждом предмете а обоснование атрибуции и ссылки на аналоги, находящиеся в других коллекциях, добавляют глубину и серьезности данному исследованию. К немногочисленным минусам данной публикации мы бы хотели отнести лишь удивительно скромный тираж- всего 100 экземпляров. Так что любителям турецкой керамики стоит поспешить чтобы приобрести это прекрасное издание, которое очень скоро станет библиографической редкостью.


В то время, как Музей Востока проводит репрезентативную выставку турецкой керамики 16-20 веков, галерея «Евразия» готова предложить подборку авторской керамики современных турецких художников. Неподдельный интерес у наших гостей и покупателей вызывают парные авторские разновысотные вазы, созданные известным художником Саимом Колханом в 2020 году.

Для данных арт-объектов автор выбрал овоидной формы вазы разной высоты с очень узким горлом. Комплект образуется за счёт одинакового дизайна и формы предметов. Вся поверхность украшена сложным изысканным декором в виде морских волн, выполненным подглазурной краской особого оттенка – турецким голубым. Самый верх ваз украшен золотой полоской. Это далеко не случайный завершающий штрих декора. Конечно, у каждого рождаются свои ассоциации при взгляде на эти изысканные вазы, но у большинства зрителей золото ассоциируется с солнцем. Таким образом, дизайн ваз получает логическое завершение. Это картина восходящего солнца над безбрежными барашками волн. Не случайно арт-объекты несут романтическое название «Солнце над Босфором», наполненное лучами восходящего солнца и брызгами соленых морских волн. Что касается автора этих ваз, то произведения Саима Колхана представлены на многочисленных выставках современной турецкой керамики как на территории Турции, так и за рубежом. Его изделия находятся в коллекциях ряда музеев, ибо сразу становятся современной классикой. Что касается данных ваз, то они, даже на фоне разнообразной современной продукции, изготовленной в стиле Изник, явно выделяются своим оригинальным художественным решением, удивляют своим неповторимым изяществом и тщательной проработкой всех элементов.

Недавние посты

Смотреть все