top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

МИДЗУСАСИ


Ваза с крышкой.

Япония, конец 20 века.

Фарфор, рельефная моделировка, монохромная глазурь селадон.

Высота: 19 см.



Ваза напоминает вытянутый плод тыквы, поверхность которой образована рельефными полосами, слегка заходящих друг на друга и дробящих поверхность. На четком ритме этих полос строится орнаментация вазы. Широкое устье закрыто плоской крышкой, её цилиндрическая ручка повторяет рисунок на тулове. В данном произведении наблюдаются отголоски стиля Ар-деко с его строгими объемами и ритмически повторяющимся рисунком.


Сосуд целиком покрыт глазурью селадон, имеющей нежный голубовато-зеленый оттенок. Эта глазурь имеет сложные цветовые переходы – от глубокого голубого до белых высветов, полученных в результате особого режима обжига и разной толщины поливы. Разнообразные переливы блестящей глазури создают повышенную декоративность вазы при нарочитом минимализме. Все это указывает на сохранение в 20 веке лучших традиций создания знаменитых «монохромов», зародившихся в Китае и высоко ценимых японскими эстетами.


Среди основных эстетических категорий японского искусства выделяется такое понятие как югэн – прелесть недосказанности, красота, скрытая в глубине вещей и не доступная людям «лишенным вкуса». Мастера, следуя своему опыту и интуиции, научились направлять сложный процесс создания изделия в нужное русло, выявляя природные качества материала и демонстрируя поразительное разнообразие форм изделий, цветового решения глазури и декора. Главным средством художественной выразительности в них была стекловидная полива на основе железных окислов. Данное изделие можно смело отнести к понятию югэн.


Ваза относится к «студийной керамике», то есть к произведениям, которые создаются в количестве 10-12 экземплярах или меньше. На дне имеется вдавленная марка. Следует отметить исключительную технологическую тщательность и сложность исполнения сосуда при кажущейся её простоте. На мировом антикварном рынке подобные произведения встречаются редко и неизменно пользуются большим спросом. Данное произведение выполнено на высоком художественном уровне и имеет музейное значение.

СОСУД ДЛЯ ВОДЫ МИДЗУСАСИ ЭКСПОНИРОВАЛСЯ НА ВЫСТАВКЕ «ПЯТЬ СТИХИЙ ЧАЯ» (09/08/2022-18/09/2022) В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ВОСТОКА


Заключение экспертов Министерства культуры РФ





bottom of page