• Галерея "Евразия"

Мастерская Генри Клея

Редкий лаковый поднос со сценой «птичьего двора»

Англия, около 1810 года.

Папье-маше, живопись, лак, металл (ручки)

Длина (без ручек): 55 см.

Мастерская Генри Клея.

Сохранность: хорошая, со следами бытования, соответствующими времени изготовления подноса.


Подобные подносы в 19 веке в богатых домах зачастую ставили на особую подставку, и вместе с последней они образовывали небольшой столик. Его называли «коктейльный столик», «стол-поднос» (tray table) или «столик для подарков» (gift tray table). Иногда поднос использовался как картина: его могли повесить на стену или просто поставить на комод. Данный поднос явно не использовался по прямому назначению, о чём свидетельствует идеальное состояние его живописи.


Популярность в Западной Европе в 17-19 веке китайских лаковых изделий, привозимых португальскими купцами, была очень высока. Поэтому европейские мастера вели упорные поиски рецептов лака, и уже в первой половине 18 века в бельгийском городе Спа возникло производство лаковых коробочек и шкатулок из папье-маше. Чуть позже многочисленные мануфактуры появились во всей Европе, включая Англию.


Созданный в первой четверти 19 века, поднос с обратной стороны имеет марку: CLAY, KING ST, COVENT GARDEN. Поднос с такой маркой находится в королевской коллекции Великобритании (Royal Collection trust). Генри Клей (Henry Clay, умер в 1812г.) известен как художник-ремесленник, начавший свой творческий путь в Бирмингеме и позднее переехавший в Лондон. Клей был процветающим бизнесменом с безупречным деловым чутьём и прекрасным вкусом, а его продукция, рассчитанная на высшие слои британского общества, была модной и чрезвычайно популярной в среде местной аристократии. Среди его клиентов были и члены королевской семьи.


В своё время Генри Клей был настолько известной личностью, что его портрет можно было найти на лаковых табакерках.


Сохранившиеся с начала 19 века в Великобритании лаковые подносы местных мастеров обычно расписывались либо яркими цветами по черному фону, либо псевдокитайским пейзажем, выполненным золотом также по черному фону. Жанровая живопись на подносах практически не встречалась, что говорит о том, что рассматриваемое изделие было заказным, а к его росписи был привлечён профессиональный художник высокого уровня.


Композиционное построение живописи на подносе следует традиции голландского искусства 17 века, особенно заметно влияние художника Мельхиора де Хондекутера по прозвищу «Птичий Рафаэль». На первом плане у Хондекутера всегда показаны несколько птиц, причем одна - большая, на втором изображены часть дерева и кусты, на третьем - красивые облака. Композиция живописи на подносе решена подобным образом.


Поднос представляет коллекционную и музейную ценность. Его великолепная живопись, отличная сохранность, оригинальные металлические ручки, чёткая марка, точные данные о дате изготовления и названии мастерской являются несомненными дополнительными достоинствами уникального заказного предмета.