top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Манджушри

Небольшая буддийская фигура бодхисаттвы Манджушри








Сино-тибетский стиль, Тибет, 17-18 вв.

Литьё, прочеканка, гравировка, золочение

Высота: 7,2 см.

Состояние: некоторые утраты, следы бытования


Данное изделие является фигурой бодхисаттвы Манджушри, созданной для переносного алтаря (о чем свидетельствует его небольшой размер) жителей Гималаев.


Литьё у фигуры полое, с одновременной отливкой всей композиции методом утраченного воска. Орнамент прочеканен. Дно отсутствует - фигура вскрыта. На внутренней полости видна заделка производственного брака. Некоторые утраты (по нижнему краю пьедестала и т.д.) связаны с длительным использованием фигуры по прямому назначению.


Одежды и украшения соответствуют образу бодхисаттвы. У фигуры сложная высокая прическа, она носит корону и большие серьги. Предполагается, что персонаж одет в тонкие муслиновые ткани, не скрывающие форму тела. В данной фигуре на бодхисаттве только длинная юбка, закрывающая ноги. Помимо ожерелья вокруг шеи у Манджушри - гирлянда, спускающаяся до пояса, и браслеты на руках и ногах.


Манджушри сидит на лотосовом троне в позе дхьянасана, то есть в особой позе медитации, которая требует большого умственного сосредоточения и доступна только после многих предварительных практик. Жест ее рук дхармачакра правартана мудра символизирует Колесо Дхармы, а это - символ учения Будды и универсального морального порядка. Что касается атрибутов, то меч (кхагда) на лотосе слева утрачен, а на правом лотосе виден манускрипт (книга, пустака). По атрибуции Государственного музея Востока аналогичная фигура в их обширной коллекции относится к особой форме Манджушри: Манджува или Дхармачка.


Книга как элемент фигуры указывает на то, что Манджушри – бодхисаттва Мудрости. Перевод ее названия с санскрита означает: «Излучающий Приятное Сияние». Манджушри как бодхисаттва способствует просветлению других существ и покровительствует им в понимании и распространении буддийского учения. Он известен своими многочисленными благими делами.


На основании иконографических признаков и сравнения с музейными образцами данная бодхисаттва датируется 17-18 веком, хотя и не исключается более ранняя датировка: 16-17 век.


Данная фигура из галереи «Евразия» имеет несомненное музейное значение.

Commentaires


bottom of page