• Мареев О.М.

ЛОТОСОВЫЙ ОРНАМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ТУРЕЦКОМ ФАРФОРЕ

Искусство турецкой керамики занимает выдающееся место в истории всего исламского искусств. Особенно славится турецкая керамика, созданная в Изнике, городке к юго-востоку от Стамбула.

16 век является периодом расцвета керамики Изник. К этому времени дизайн изделий, основой которой являются искусство Турции более ранних периодов, обогатился мотивами, сюжетами и орнаментами Ирана и особенно Китая.

Торговля китайским фарфором со средиземноморскими странами шла через Турцию и часть этих предметов здесь и оседала. Кстати, самая большая и представительная коллекция китайского фарфора за пределами Китая находится в Стамбуле в музее Топкапи.

Китайский бело-голубой фарфор, украшенный цветками лотоса пришелся по вкусу местной элите. Эту тенденцию уловили мастера керамики и с 15/16 веков лотосовый узор стал неотъемлемой частью керамики Изник.




















Лотосовый декор большой вазы в форме фляги.

Китай, 1426-1435 годы. Марка Сюаньде.

Фарфор, подглазурная роспись кобальтом.



Лотосовый узор на бело-голубых тарелках Изник. Турция. 1560-1570 годы.





Узор на тарелке слева следует китайском дизайну, в то время как китайский узор на тарелке справа переработан в соответствии с национальными традициями.


В современном керамическом производстве художники Изник бережно хранят свое культурное наследие, одновременно в рамках традиции вносят новые элементы.

Основой лотосового декора является композиционное решение: стебли и листья лотоса изысканной тонкой сеткой полностью покрывает вазу, а цветы лотоса, разбросанные по тулову вместе с сеткой, создают единый сложный орнамент.

В современном турецком декоре Изник при сходстве в общем композиционном построении дизайна, существует и целый ряд отличий, обусловленных национальными традициями.

Прежде всего следует обратить внимание на цвет: в отличие от бело-голубого китайского лотосового узора в современной керамике Изник художник использует особый надглазурный цвет, так называемый в западной литературе «турецкий голубой»- это любимый цвет турецких мастеров, работавших в 15-16 веках с керамической плиткой, которая использовалась для украшения мечетей. Здесь имеет большое значение оттенок этого «турецкого голубого» - он менее насыщен и более ярок, обладает блеском.

Не менее важными отличиями являются размеры цветка и его форма. В современном искусстве керамики Изник художник отходит от упорядочного размещения цветов лотоса, что свойственно китайскому фарфору периодов Сун и Мин, а размещает цветы в свободной манере.

Художник также как и в китайском оригинале изображает две разные фазы развития цветов, однако цветы стали крупнее и их форма претерпела изменения. Цветок стал более декоративным, стилизованным и нарядным эстетически отвечающим на запросы турецких покупателей.











Авторская ваза с лотосовым декором в стиле Изник.

Турция, начало 21 века.

Фарфор, подглазурная роспись эмалями.

Автор: Мехмет Киник.

Высота: 44 см.

Галерея «Евразия»



В коллекции галереи «Евразия» представлен прекрасный образец современного авторского фарфора Изник, свидетельствующий о сохранении традиций великих мастеров-керамиств 16 века - периода расцвета этого уникально явления мировой художественной культуры. Вместе с тем он вобрал в себя современные тенденции декорирования фарфоровых изделий.

Рассматривая данную потрясающую вазу, следует обратить внимание на то, что мастер дополнил плоскостной декор поверхности вазы крошечными бусинками, словно мельчайший речной бисер играет на солнце, создавая дополнительную игру света и превращая вазу в волшебную игрушку. Еще одним интересным художественным решением является введение дополнительного цвета-помимо «турецкого голубого» мы видим всполохи нежно-салатового цвета, что придает вазе дополнительную нарядность.


Недавние посты

Смотреть все