• Галерея "Евразия"

Лао-цзы на лотосовом троне


Китай, 1980-2020-е годы.

Бронза, литьё, гравировка, золочение.

Высота: 22 см.

Состояние: следы бытования.


Иконография Лао-цзы, основоположника даосизма, в данной фигуре, с одной стороны, соответствует общепринятым канонам, а с другой, отражает трансформацию его образа в народном искусстве Китая в соответствии с изменениями в китайском обществе после «культурной революции» (1966-1976гг). В это время даосизм проявил удивительную жизнеспособность и приспособляемость к меняющимся обстоятельствам.

На данной фигуре у Лао-цзы очень сложная прическа и ухоженная бородка, что явно указывает на его принадлежность к классу высших чиновников. Он одет в дорогой халат с украшенными обшлагами. У него благородные черты лица, свойственными высшей китайской аристократии. От скульптуры исходит дух спокойствия, уверенности и внутренней силы. Как говорится в одном из афоризмов Лао-цзы: «лишь тот, кто имеет силу, может давать её другим». То есть на данной фигуре Лао-цзы изображен как сильный, уверенный лидер, который в то же время верен китайским древним традициям даосизма. Об этом говорят три атрибута даосской религии - мухобойка, тыква-горлянка и триграммы.

Роль мухобойки двуединая: с её помощью отгоняют злых духов и очищают помещение от негативной энергии. Тыква-горлянка, по одной из легенд, поглощает отрицательную энергию, по другой, монахи-даосы собирали в ее нижней части всю доступную позитивную энергию мира и по мере необходимости черпали из неё силы, используя верхнюю часть. Триграммы на одежде Лао-цзы используются даосскими учеными для разъяснения и описания фундаментальных принципов бытия.


Что касается нахождения Лао-цзы на буддийском троне, то в народной китайской мифологии образы Лао-цзы и Будды имеют тесную связь. Одни даосские секты считают Лао-цзы наставником или даже отцом Будды, другие – мистическим прототипом Будды. Образы двух величайших учителей человечества тесно переплетены в народном сознании китайцев.


Для коллекционеров буддийских скульптур имеет значение, вскрывалась фигура или нет. Данная скульптура не вскрывалась и внутри неё имеется вложение. На дне крышки проставлены четыре иероглифа, которые переводятся следующим образом: сделано в годы (правления императора) Цяньлун (1736-1795гг.).


Скульптура Лао-цзы, созданная в 1980-2020-е годы, имеет несомненное коллекционное значение и представляет интерес для музейного собрания как новейшая интерпретация образа Лао-цзы.