Галерея "Евразия"
Круг мастеров Кинкодзана Собэй (1823-1884)
Ваза «Прогулки и пейзажи»
Япония, Киото, 1880-1890-e гг. (Эпоха Мэйдзи, 1868-1912).
Светлая керамическая масса, глазурь, надглазурные эмалевидные краски, позолота.
Высота: 18,5 см.
Ваза – образец японской керамики в «сацумском стиле», выполненная в конце XIXв мастерских Киото.
Роспись в удлинённых полях выполнена полихромными эмалевидными красками, плотной рельефной эмалью и позолотой и напоминает вертикальные живописные свитки. Две противостоящие грани из четырех посвящены жанру пейзажа,а две другие расписаны жанровыми картинами. Каждая из росписей обладает собственным характером, стилистическими и жанровыми особенностями, однако все выполнены на виртуозном уровне, миниатюрным письмом, наполняющим сюжеты многочисленными деталями и декоративными элементами. С большим вниманием передаются узоры на праздничных одеждах, архитектурные детали, особенности цветов и растений. Подобная роспись получила название нисики-дэ, парчовая роспись, так как тонкость детализации, яркие краски и позолота придавали керамике сходство с драгоценными парчовыми тканями.
Рельефным золотом на дне дана и надпись «Керамика Сацума» (в данном случае это не указание места производства, а упоминание авторитетного «бренда», стилистической принадлежности) и подпись мастера Кинкодзана Собэй (1823-1884), прославленного художника, сформировавшего стиль кё-сацума («изделия сацумского стиля в Киото»). По цеховым традициям Японии, часть имени мастера могли использовать в своих творческих псевдонимах ученики или наследники, а также особо выдающиеся художники, работавшие на мануфактурах, принадлежащих мастеру. Таким образом, стилистическая близость и близость имени позволяют говорить о том, что ваза, представленная на экспертизу, была выполнена в Киото в кругу учеников или мастеров предприятия Кинкодзана Собэй.
Изделия в стиле Сацума из мастерских Кинкодзан были высоко оценены на международных выставках в Филадельфии и Париже в 1878 году, выдающийся уровень артистизма их росписей получил высокую оценку в Европе и США.
Ваза выполнена на исключительно высоком художественном и техническом уровне, представляет коллекционную и музейную ценность.