• Мареев О.М.

Красавица наблюдает за процессией


Вазочка «Красавица наблюдает за процессией».

Япония, начало 20-го века.

Фарфор, надглазурная роспись эмалями и железными красками, позолота.

Марка: Сюдзан.

Высота: 21 см.







На тулове вазы помещена круговая композиция с изображением сценки из жизни Японии позднего средневековья. Запечатлена колонна участников процессии даймё-гёрэцу – «выезд князя» - и любопытствующие горожане, среди которых выделяются тщательно прописанные фигуры красавицы и её служанки.


Этот сюжет основан на реалиях периода Эдо (1603-1868 гг.). По законам, действующим в то время, все владельцы феодальных поместий обязаны были ежегодно или раз в два года выезжать из своей вотчины и являться в столицу ко двору сёгуна (военного правителя) в полном параде вместе с целой свитой вассалов и оставаться там на полгода для демонстрации лояльности властям. После этого они с той же торжественностью отправлялись обратно, оставляя в заложниках членов своей семьи. Парадный кортеж растягивался иногда на несколько километров и открывался колонной пеших самураев, которые несли оружие, доспехи, знаки отличия господина. В данном случае живописец воспроизвел лишь небольшую часть процессии.


На тулове вазы помещена круговая композиция с изображением сценки из жизни Японии позднего средневековья. Запечатлена колонна участников процессии даймё-гёрэцу – «выезд князя» - и любопытствующие горожане, среди которых выделяются тщательно прописанные фигуры красавицы и её служанки.


На переднем плане помещена прекрасная дама с высокой сложной прической, в затканных золотыми узорами кимоно с широким поясом и пышным бантом узлов. Дама держит веер, а служанка, стоящая чуть сзади, - раскрытый зонт.


На дне, в прямоугольном резерве, обозначенном позолоченной рамкой, написана марка из двух иероглифов: Сюдзан. Она принадлежит керамической и художественной мастерской, работавшей в Киото в районе Годзёсака в период Мейдзи.

Вазочка демонстрирует высочайшего уровня блестящую кремовую глазурь, покрытую сетью кракле и создающую эффект внутреннего сияния как будто кристаллического материала. В исполнении картины на тулове условность фона прекрасно сочетается с точностью характерных деталей. Многофигурная композиция построена таким образом, чтобы подчеркнуть эстетическую самоценность незаполненного росписью пространства, местами слегка тонированного свободным распылением золотого порошка или размывами железной красной краски.


Недавние посты

Смотреть все