• Мареев О.М.

Крадущийся тигр


Авторское окимоно «Крадущийся тигр»

Япония, 1930-1940-е годы.

Бронза, литьё, патинирование, гравировка.

Автор: Комэ Дзиити (1896-1985).

Длина: 40 см.


Один из лучших образцов японской бронзы периода Ар-деко пополнил коллекцию галереи «Евразия». Это фигура крадущегося тигра. Хищник изображен в момент напряжения: он готов и к нападению, и к уходу от схватки. От фигуры исходит сила и уверенность, она завораживает своей экспрессией и брутальностью.


Тигр в дальневосточной мифологии рассматривается как животное близкое к дракону. Сравнение с тигром означает очень серьезную похвалу, а именно: «быть знатным подданным», «послужить Императору».


Данное произведение выполнено в виде компактной композиции, с одной стороны реалистичной, а с другой – с определенной долей условности, в стиле, характерном для Ар-деко. Изломанные выразительные линии, обобщенные пропорции, отказ от мелких натуралистических деталей, делают скульптуру значимой и выразительной, соответствующей стилю Ар-деко. Найденное автором пластическое решение образа можно, без сомнения, признать удачным и рождающим позитивный отклик в душе зрителя. Этому способствует и высокое качество отливки, и ее монохромное патинирование, которое, кстати, характерно для многих работ японских мастеров только с конца 19 века.

Автором данной скульптуры является известный скульптор Комэ Дзиити. Его талант высоко оценен профессионалами. В 1941 году его работа получила приз на самой знаменитой художественной выставке «Бунтэн» (в настоящее время Ниттэн), а в 1971 году за заслуги в искусстве ему был вручен орден Восходящего солнца, что является высшей наградой в Японии. Участник и лауреат выставок Комэ Дзиити известен, прежде всего, как создатель многочисленных настольных скульптур в стиле Ар-деко, хотя палитра его творчества широка и многообразна.


Работы Комэ Дзиити время от времени появляются на ведущих мировых аукционах и галереях, где пользуются неизменным спросом.



Произведения подобного уровня в стиле японского Ар-деко чрезвычайно редко встречаются на российском антикварном рынке, в том числе в силу того фактора, что связи между Россией и Японией в 1930-1940-е годы носили весьма ограниченный характер.


Фигура «Крадущийся тигр» выполнена на высоком художественном и технологическом уровне и имеет музейное значение.