top of page
  • Галерея "Евразия"

Китайское Имари. ч.3


Тарелка «Побеги Имари»

Китай, эпоха Цин (1644–1911), правление императора Канси (1654–1722), XVIII век.

Фарфор, глазурь, подглазурная роспись, надглазурная роспись, позолота

Диаметр: 22,5 см

 

Еще один образец китайского фарфора, выполненного в стиле «Имари» японских мастерских Арита, который представлен в галерее «Евразия». Это тарелка начала XVIII века с изображением растительных побегов – яркий образец переосмысления и творческой адаптации японского оригинала мастерами Китая времени активного развития фарфорового производства в XVIII в.

Китайские Имари начала XVIII в. редко копировали японские прототипы, гораздо чаще китайские фарфористы использовали общий декоративный строй, колористическое решение и отдельные мотивы декора.


В изделиях типа Имари, как правило, центральный мотив занимает всё дно тарелки или блюда, а растительные орнаменты подняты на борта, роспись расположена плотно, много внимания уделяется геометрическим и текстильным узорам, заполняющим фон. Свободное расположение декора с акцентом на белый фон черепка характерно для фарфора мастерских Какиэмон, находящихся там же, в Арита, но характер росписи тарелки также отличается от характерных образцов Какиэмон. Подобное использование разных стилистических направлений в декоре фарфора характерно для мастеров, не принадлежавших традиции Арита, но заимствовавших некоторые приёмы декорации японских изделий.


В мировых музейных и частных коллекциях хранятся блюда и тарелки китайского производства времени правления императора Канси (1654–1722)


Для этих работ характерны мотивы центрального или включённого в орнамент цветка с лепестками, заполненными кобальтом и растительным красным орнаментом, иногда с позолотой, а также особый приём заливки формы кобальтом.


Роспись отличается сочетанием нескольких изобразительных канонов, в композиции использованы приёмы японских фарфоровых предприятий Арита.


Практически полная аналогия тарелки, находящейся в галерее «Евразия» была выставлена на торги аукционного дома Mutual Art в 2022 г.: эти изделия совершенно очевидно принадлежат одной мастерской и датируются временем правления Канси, которое ознаменовалось расцветом китайского фарфора. Фарфор конца XVII – первой половины XVIII был определяющим видом декоративно-прикладного искусства. Несмотря на свойственную искусству того времени консервативность, в прикладном искусстве творческое начало и появление новых стилей проявлялись в наибольшей степени. Исследуя разные декоративные возможности фарфора, мастера эпохи обратились и к японскому опыту, поскольку фарфор Имари в то время достиг высочайшего уровня технологического совершенства и декоративной оригинальности.



bottom of page